Руководство по эксплуатации WESTA RED EFB

1. ОПИСАНИЕ

1.1 Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные номинальным напряжением 12 В (далее по тексту - батареи) открытые (вентилируемые, с жидким электролитом) конструкторско- технологического исполнения (КТИ): - VL (с очень малым расходом воды), изготовлены в соответствии с требованиями международного стандарта EN 50342-1:2015 и EN 50342-6:2015 - применять строго параллельно, т.к. оба документа соотносятся друг с другом, ГОСТ Р 53165-2008, IEC 60095-1:2006 и технических условий ТУ3481-018-70740916-2017.
Предназначены для пуска двигателей внутреннего сгорания, освещения и питания электрооборудования автотракторной техники, а также для эксплуатации в микроциклических режимах на автомобилях с базовой системой Start-Stop и не могут быть использованы для других целей

1.2 Батареи поставляются готовыми к эксплуатации - залитыми электролитом и заряженными. Батареи для микроцилического применения (для автомобилей с системой Start-Stop) наряду с обязательной маркировкой указанной выше (во вводном абзаце) имеют кодовую маркировку в соответствии с эксплуатационным рейтингом (вторая строка), например 6СТ-60VL
EN 50342-6: W4 - C2 - V1 - M1
где, коды W (уровень потребления воды); C (уровень сохранения заряда); V (уровень сопротивления вибрации); M (уровень характеристик микроцикличности) соответствующих требованиям EN 50342-1:2015 соответственно п.п. 6.9; 6.5; 6.10 и требованиям EN 50342-6, соответственно п.8.2.

1.2.1 При поставках батарей с обратной полярностью (+ справа) к обозначению батарей добавляется буква R,
например: - 6СТ-60VLR

1.3 Электролит - водный раствор серной кислоты. Химический состав серной кислоты должен соответствовать ГОСТ 667 (сорт высший), химический состав воды ГОСТ 6709. Плотность электролита: 1,27+0,03 г/см3; для тропиков 1,23+0,03 г/см3.
Примечание: Изложение настоящего руководства по эксплуатации (РЭ) отражает требования к изделиям, существующие на дату издания РЭ. Вследствие постоянной отработки изделий, направленной на их улучшение и актуализации документации, проводимой предприятием изготовителем, изложение последующих изданий РЭ может незначительно отличаться. Корректировка (изменения) РЭ проводится без предварительного уведомления потребителя.

2. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

2.1 Все работы по приведению в рабочее состояние, техническому обслуживанию и хранению батарей должны проводиться специально обученным персоналом, прошедшим инструктаж по технике безопасности.

2.2 Заряд, подзаряд батарей производить при температуре 15-25°С, в помещении оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.

2.3 Присоединение и отсоединение батареи производить при отключённых потребителях тока, выключенном зарядном устройстве. При этом, вначале присоединяется положительный полюс, затем отрицательный. Отсоединение производится в обратном порядке - вначале отрицательный, затем положительный полюс. Конструкция батарей обеспечивает требования безопасности по ГОСТ 12.2007.12.

2.4 ЭЛЕКТРОЛИТ - АГРЕССИВНАЯ ЖИДКОСТЬ
Не наклоняйте батарею более чем на 45 градусов, так как это может привести к утечке электролита.
При попадании его на незащищенные участки тела немедленно обильно промойте их водой и 10% раствором питьевой соды. При необходимости обратитесь за медицинской помощью.
2.5 При работе с металлическим инструментом не допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам батареи. Нерабочие части (поверхности) инструмента должны быть изолированы.

2.6 ВНИМАНИЕ! При заряде батареи выделяется легко воспламеняемый газ - водород. Смесь водорода с воздухом взрывоопасна.
КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ вблизи батареи курить, допускать искрообразование, в т. ч. замыкать её полюсные выводы.

3. ПОДГОТОВКА БАТАРЕИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

3.1 После приобретения батареи перед установкой на транспортное средство или хранение следует измерить плотность и температуру электролита в каждой ячейке. При измерении необходимо учитывать температурный коэффициент изменения плотности. Рассчитать реальную плотность по формуле:
rрп = rип + 0,0007× (Т-25)
где: rрп - реальная плотность электролита, г/см3;
rип - измеренная плотность электролита, г/см3;
Т - температура электролита, °С.
Если плотность электролита, приведённая к 25°С, ниже 1,25 г/см3 или её значение в аккумуляторах батареи отличается более чем на 0,02 г/см3, батарею следует зарядить согласно п. п. 4.6, 4.7.

3.1.1 ВНИМАНИЕ! Батареи ёмкость от 55 А·ч до 110 А·ч могут изготавливаться:
- с конструкцией крышек с глухими (без отверстий) пробками и выходящим в торец крышки центральным вентиляционным газовым каналом оснащенным пламегасителем;
- с конструкцией крышек с центральным вентиляционным газовым каналом 4 глухими и 2 вентиляционными пробками, в которые встроены пламегасители. Вентиляционные пробки на заводе - изготовителе установлены в средние (№3, №4) аккумуляторы (ячейки). Они отличаются от остальных пробок по цвету и наличию в них газоотводящего отверстия.

3.1.2 В соответствии с КД и требованиями Потребителей предприятие оставляет за собой право применять для сборки батарей иные конструкции крышек, моноблоков и пр. конструктивные детали.

3.1.3 До начала эксплуатации проверьте наличие и соответствие вышеперечисленных пробок и отсутствие загрязнений в зоне газоотводящих отверстий пробок и центральном (-ых) вентиляционном (-ых) газовом (-ых) канале (-ах).

Примечание: При эксплуатации новой батареи РЕКОМЕНДУЕТСЯ первую проверку уровня и плотности электролита провести после 100 км пробега с начала эксплуатации, т.к. не исключено, что после заряда батареи на заводе в конвертных сепараторах остались пузырьки газа. Под воздействием вибрации, во время движения транспортного средства, газ выходит из конвертных сепараторов через вентиляционные отверстия батареи и улетучивается в атмосферу. Вследствие этого уровень электролита в батарее может заметно понизиться.

Если при контроле стеклянной трубкой окажется, что в одном из аккумуляторов (одной из ячеек) или во всех, уровень электролита ниже нормы, при этом плотность электролита соответствует норме, то необходимо долить электролит до нормального уровня, указанного в п. 4.4 при этом плотность электролита должна быть равной эксплуатационной, т.е. замеренной. 

3.2 Зачистите клеммы подводящих проводов и смажьте тонким слоем технического вазелина.

3.3 Установите и закрепите батарею на транспортном средстве согласно его руководству по эксплуатации. Ненадежное крепление приводит к преждевременному выходу из строя батареи.

3.4 Присоединение и отсоединение батареи должно производиться при неработающем двигателе и отключенных потребителях тока. Вначале присоединяется положительный полюс, затем отрицательный. Отсоединение производится в обратном порядке.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ при присоединении и отсоединении батареи стучать по полюсным выводам и наконечникам кабелей, применять к ним недопустимые крутящие и изламывающие усилия, т.к. это может привести к обрыву электрической цепи батареи.

3.5 Клеммы подводящих кабелей должны быть плотно зажаты на полюсных выводах батареи, а сами провода прослаблены.

3.6 В случае, если конструкцией батареи предусмотрена установка индикатора заряженности батареи и уровня электролита, следует руководствоваться надписями на этикетке с учетом следующих пояснений:
Зеленый с красным кружком в центре "Заряд в норме" - батарея заряжена более чем на 65%. Уровень электролита в норме;
Белый с красным кружком в центре "Батарею подзарядить" - батарея заряжена менее чем на 65%. Уровень электролита в норме. Батарея нуждается в дополнительной стационарной подзарядке;
Красный с черным кружком в центре "Срочно зарядить" - батарея заряжена на 50%. Уровень электролита в норме.
Батарея нуждается в срочной дополнительной стационарной зарядке или замене;
Красный с белым кружком в центре "Долить дистиллированную воду" - уровень электролита ниже нормы. Долить дистиллированную воду.

Примечание: Возможно применение гидрометров с иной цветовой шкалой заряженности батареи. При этом на крышке батареи наклеивается соответствующая этикетка.

3.7 При необходимости зарядите батарею в соответствии с п.п. 4.6, 4.7.
Все действия Потребителя, связанные с контролем и зарядом АКБ при эксплуатации - по требованиям п.п. 3.1, 3.6, 3.7, 4.4, 4.6, 4.7, должны быть зафиксированы (записаны) в специальном аккумуляторном журнале.

4. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ БАТАРЕИ

4.1 Батареи следует содержать в чистоте (протирать ветошью, смоченной в 10% растворе аммиака или кальцинированной соды).

4.2 Запуск двигателя производится при выжатом сцеплении (при использовании механической коробки передач) продолжительностью не более 10 секунд (и не более 20 секунд в холодное время года) с перерывом между пусками не менее минуты. Если после 5 попыток (3-х в холодное время года) двигатель не заработал, то батарею следует зарядить, систему пуска проверить.
Нарушение правил запуска двигателя (многократные, длительные попытки запуска) приводит к глубокому разряду батареи и преждевременному выходу её из строя.

4.3 НЕ ДОПУСКАЕТСЯ НЕДОЗАРЯД ИЛИ ПЕРЕЗАРЯД БАТАРЕИ Максимальное напряжение - 14,4 В. Минимальное напряжение - 13,6 В.
ВНИМАНИЕ! При напряжении выше 14,5 В и высокой температуре подкапотного пространства автомобиля происходит перезаряд батареи, повышенный расход воды; при напряжении ниже 13,6 В, частых пусках двигателя и непродолжительных пробегах (особенно в зимнее время) возможен систематический недозаряд батареи. Всё это приводит к глубокому разряду батареи, сульфатации и разрушению электродов, выходу батареи из строя.

4.4 ВНИМАНИЕ! При эксплуатации батареи уровень электролита должен соответствовать норме. Проверяйте уровень электролита не реже одного раза в три месяца. Нормальным считается уровень электролита, выступающий над верхним краем электродов на высоту - от 20 до 24 мм, в случае применения индикатора заряженности на высоту - от 24 до 27 мм. При снижении уровня электролита до минимального от края электродов 14 - 16 мм, необходимо долить дистиллированную воду. Доливка электролита не допускается.

Операцию доливки дистиллированной воды следует проводить после полной зарядки батареи по следующей схеме:
  • вывинтить пробки;
  • измерить уровень электролита (например, стеклянной трубкой под её собственным весом). За базу принимать верхние края электродов;
  • долить дистиллированную воду до нормального уровня;
  • завинтить пробки;
  • произвести выравнивающий заряд батареи для перемешивания электролита (п.4.7).
Нельзя превышать верхний предел уровня электролита, так как это может привести к просачиванию электролита наружу батареи через газоотводящие каналы.

В холодное время года доливать дистиллированную воду следует в отапливаемом помещении.

4.5 Батарею следует поддерживать в заряженном состоянии. Не реже одного раза в три месяца проверяйте плотность электролита. При уменьшении плотности на 0,03 г/см3 и более, батарею следует зарядить согласно п.п. 4.6, 4.7.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГЛУБОКО РАЗРЯЖЕННОЙ БАТАРЕИ, в которой плотность электролита уменьшилась более чем на 0,08 г/см3. Это приводит к её преждевременному выходу из строя, а при отрицательных температурах - к замерзанию электролита и разрушению батареи.

4.6 Стационарный заряд батареи следует проводить в хорошо проветриваемом помещении. Перед зарядом вывернуть пробки из батареи. Присоединить положительный вывод зарядного устройства к положительному выводу батареи, а отрицательный - к отрицательному.
Зарядить батарею одним из двух способов:

4.6.1 Заряд при постоянной величине тока (одноступенчатый метод).
Батарею заряжают током равным 10% от номинальной ёмкости - Iз=0,1Сн или равноценно I3=2Iном. Например, для батареи с 60 Ач - Iз=0,1×60=6 А (или Iз=Сн/20=2×60 Ач/20ч=2×3=6 А). Номинальная ёмкость (в Ач) при 20-часовом режиме разряда указана на этикетке.
ВНИМАНИЕ! По достижении на выводах батареи напряжения U=14,4 В зарядный ток следует уменьшить в два раза и продолжить заряд до достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течении двух часов, т.е. до полного заряда. В общем случае время заряда зависит от степени разряженности батареи.

4.6.1.1 НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ПЕРЕГРЕВ. При проведении заряда периодически проверяйте температуру электролита. При нагреве выше +45°С, заряд необходимо прервать для снижения температуры электролита до +30°С после чего заряд можно продолжить. По окончании заряда плотно ввинтить пробки.

4.6.2 Заряд при постоянном напряжении и постоянной величине тока (двухступенчатый метод).
Батареи заряжают при постоянном напряжении U=(14,80±0,10) В в течении 20 ч с ограничением максимального тока до Iмакс.=5×Iном.. Например, для батареи с 60 Ач - Iмакс.=5×Сн/20=60А·ч/20ч=5×3=15А.
Затем проводят заряд при постоянной величине тока I ном. в течении 4 ч.
В случае заряда батареи, снятой с автомобиля после несостоявшегося запуска (по п. 4.2 настоящего руководства) время заряда при постоянном напряжении может быть ограничено до 10 ч.
Во время и по окончании заряда выполнять требования п. 4.6.1.1.

4.7 По окончании заряда проверьте уровень и плотность электролита, при необходимости откорректируйте его дистиллированной водой в соответствии с п. 4.4 до значения 1,27+0,03 г/см3 для тропиков - 1,23+0,03 г/см3.
В процессе корректировки плотности и уровня электролита каждый раз следует провести выравнивающий заряд батареи в течение 40 минут при напряжении 15 - 16 В с целью интенсивного перемешивания электролита.
Значения плотности в отдельных аккумуляторах батареи должно отличаться не более чем на 0,01 г/см3.

4.8 С целью соблюдения требований п. 4.3 пользователям автомобилей с механическим реле - регулятором напряжения рекомендуется регулярно (не реже одного раза в 3 месяца) проверять напряжение бортовой сети.

5. ТРАСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1 Транспортирование батарей производят в крытых транспортных средствах, обеспечивающих защиту батарей от механических повреждений, атмосферных осадков, загрязнений и солнечных лучей.
Батареи транспортируются и хранятся в вертикальном положении, выводами вверх.

5.2 Батареи следует ставить на хранение полностью заряженными. Не реже одного раза в месяц следует проверять плотность и уровень электролита. В случае уменьшения плотности на 0,03 г/см3 и более - батареи зарядить согласно п.п.4.6, 4.7.
Батареи следует хранить в закрытых неотапливаемых помещениях, вдали от нагревательных приборов. Совместное хранение кислотных и щелочных батарей не допускается. При хранении батареи устанавливают крышками вверх. При этом пробки на них должны быть плотно ввинчены.
Допустимая температура хранения батарей от минус 50 до плюс 60°С.

5.3 НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ХРАНЕНИЕ РАЗРЯЖЕННОЙ БАТАРЕИ.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ХРАНЕНИЕ БАТАРЕИ С УРОВНЕМ ЭЛЕКТРОЛИТА НИЖЕ НОРМЫ.
Хранение залитых электролитом батарей БЕЗ ПОДЗАРЯДА более 3 месяцев со дня изготовления не рекомендуется.
По истечении первых трех месяцев с момента начала хранения рекомендуется проверить уровень заряженности батареи и при необходимости подзарядить.
Не допускается хранение залитых батарей в режиме "бездействия" более 9 месяцев с момента изготовления.

6. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

6.1 Изготовитель гарантирует соответствие качества батарей требованиям техническим условиям при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения.

6.2 Гарантийный срок эксплуатации 36 месяцев при условии гарантийной наработки транспортного средства не более 100 тыс. км пробега (выработке ресурса в пределах этого срока не более 3000 моточасов) и своевременного прохождения сервисного обслуживания батареи в региональном центре или у официального дилера не реже двух раз в год. 

6.3 Гарантийный срок эксплуатации батареи в режиме Start/Stop, а также в режиме "такси" - 24 месяца.

6.4 Гарантий срок эксплуатации батарей, предназначенных для экспорта - 6 мес., но не более 12 мес. с момента проследования через Государственную границу России.

7. ПОРЯДОК ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ РЕКЛАМАЦИЙ

7.1 В случае обнаружения неисправности батареи в течение гарантийного срока изготовитель обеспечивает гарантийное обслуживание, заключающееся в обеспечении требований потребителя, предусмотренных ст.18 ФЗ РФ "О защите прав потребителей".

7.2 Рекламации рассматриваются службой качества изготовителя. Батарея должна предъявляться в службу качества изготовителя чистой, комплектной, без повреждений заводской маркировки, с заполненным торгующей организацией гарантийным талоном.
В интересах потребителя изготовитель рекомендует предъявлять батарею вместе с транспортным средством, на котором она эксплуатировалась.

В случае отсутствия транспортного средства рекомендуется предъявление акта предприятия сервисного обслуживания, имеющего соответствующую лицензию, о состоянии и комплектности электрооборудования транспортного средства с указанием напряжения на клеммах батареи при средних оборотах двигателя и включенном ближнем свете фар.

7.3 Гарантийные обязательства не распространяются на батареи в случае неисправностей, возникших по вине потребителя:
- маркировка на батарее не соответствует сведениям, указанным в гарантийном талоне;
- батарея механически повреждена, подвергалась вскрытию или ремонту;
- батарея предъявлена со слитым электролитом, с уровнем электролита ниже или выше нормы;
- замерзание электролита во всех ячейках батареи;
- плотность электролита в заряженной батарее (в двух или более аккумуляторах) при температуре 25°С выше 1,30 г/см3 и 1,26 г/см3 - для тропиков;
- плотность электролита при температуре 25°С ниже 1,20 г/см3 (и 1,16 г/см3 - для тропиков) в трех и более аккумуляторах батареи;
- плотность электролита в одном и более аккумуляторах при температуре 25°С менее 1,10 г/см3, напряжение батареи более 12 В;
- на вентиляционных отверстиях пробок (при эксплуатации более 6 месяцев) имеется темно - коричневый налет, а в электролите - наличие осадка темно - коричневого цвета, что свидетельствует о систематическом перезаряде батареи;
- наличие в электролите непредусмотренных предприятием - изготовителем батареи химических веществ, в том числе и различного рода добавок;
- засорены вентиляционные отверстия пробок или отверстие(я) центрального газоотводящего канала;
- используемые не в соответствии с технической документацией транспортного средства и не по назначению;
- наличие следов оплавления полюсных выводов или бака/крышки батареи.

7.4 Рекламации направлять в адрес завода - изготовителя в течение гарантийного срока службы. При оформлении рекламации указывать тип батареи, дату изготовления, обязательно сверять товарный знак на батарее с товарного знаком завода - изготовителя.

8. УТИЛИЗАЦИЯ

Батарея, отработавшая установленный срок, с учетом её фактического состояния, подлежит утилизации на специализированном предприятии, о чем свидетельствует соответствующий знак на этикетке.



Вернуться к списку