Анализ российского рынка АКБ. Итоги 2014-2015 г.

По итогам 2014 года объем первичного рынка АКБ в России снизился на 13,8% до 1,92 млн единиц. Такие данные приводятся в маркетинговом отчете агентства «Автостат», который учитывает потребность российских автосборочных заводов в АКБ. Более 86% рынка пришлось на аккумуляторы для легковых автомобилей (1,66 млн штук), 11% – для грузовиков (214,2 тысячи штук), менее 3% – для автобусов (46,6 тысяч штук).
1
При этом, производство АКБ в России в 2014 году выросло на 10% до 6,7 млн штук, экспорт – вырос на 40% до 440 тысяч штук. Импорт автомобильных аккумуляторов в Россию снизился на 26% до 4,37 млн штук. По оценочным данным импорт из стран Таможенного союза: Беларуси и Казахстана составил 1,13 млн. штук. При этом необходимо отметить, что на протяжении последних десяти лет это второй случай, когда объем ввоза автомобильных аккумуляторов в страну резко сократился. До этого импорт резко падал лишь в кризисном 2009 году. Такую ситуацию на рынке эксперты связывают с теплой зимой, со снижением оборотных средств импортеров за счет удорожания валюты, а также снижением покупательской активности российских автолюбителей, поэтому многие иностранные производители были вынуждены снизить объемы поставок своей продукции в РФ в 2014 году.
Объем вторичного рынка в России упал примерно на 9% до 9,5 миллионов штук. При этом доля иностранных производителей на вторичном рынке АКБ составляет 46% (4,37 млн шт.), соответственно оставшиеся 54% принадлежат российским производителям (5,11 млн шт.). В 2015 году общий объем первичного рынка АКБ (то есть потребность в аккумуляторных батареях автомобильными заводами) снизился на 26,1% до 1,42 миллиона единиц. При этом, более 85% от этого количества составили аккумуляторы для легковых автомобилей (1,21 млн шт.), восьмая часть рынка пришлась на аккумуляторы для грузовых автомобилей (173 тыс. шт.) и менее 3% – это аккумуляторы для автобусов (39,5 тыс. шт.).
2 3
Производство АКБ российскими заводами, как сообщает агентство «Автостат» по итогам прошлого года выросло на 12,8% и составило около 7,5 млн единиц. В то же время экспорт аккумуляторов вырос более чем на 9% и превысил 484 тысяч штук. А вот импорт АКБ в Россию снизился на 40% до 2,61 млн экземпляров.
4
В 2015 году объем вторичного рынка аккумуляторных батарей в России (общее количество поставленных батарей российскими аккумуляторными заводами и иностранными дистрибьюторами для свободной продажи) был равен приблизительно 8,6 млн единиц, что примерно на 9% меньше, чем год назад. При этом доля иностранных производителей на вторичном рынке АКБ составляет 30% (2,61 млн шт), соответственно оставшиеся 70% принадлежат российским производителям (6,03 млн шт).
5
Первое место по поставкам АКБ в Россию занимают ТОО «Кайнар», которые по итогам 2014 года поставили 820 тыс. батарей, что на 19,6% выше чем годом ранее. Вторая строчка принадлежит Johnson Controls & Robert Bosch с результатом 587 тыс. батарей (-53%), Третью позицию в рейтинге занимает турецкая MUTLU с объемом поставок 412 тыс. шт. (-43%).
Динамика вторичного рынка аккумуляторных батарей в России за 2008-2014 гг., шт.
6
В 2014 г. из 11 крупнейших производителей (объем ввоза свыше 100 тыс. штук в год) у 9 снизились объемы импорта в Россию. Лидером среди импортных производителей стал казахский производитель АКБ – ТОО «Кайнар» с ввозом аккумуляторов 820 тыс штук. На второе место опустилась корпорация Johnson Controls, ввоз аккумуляторов концерна сократился наполовину. На третьем месте турецкая MUTLU сокращение импорта на 42%. На четвертом месте рейтинга занимает корейская корпорация DONG AH, с приростом ввоза в 25%. ПАО Веста-Днепр, занимавшая в 2013 году третье место, опустилась до шестого с падением на 75%.
7
Структура ввоза АКБ в 2014 г. выглядит следующим образом.
Крупнейшими странами-лидерами по ввозу аккумуляторных батарей являются: Корея, Казахстан, Чехия, Турция, Украина, Беларусь, Словения и Япония. Объем ввоза АКБ из вышеперечисленных стран составляет свыше 100 тыс. штук в год. Отметим, что на продукцию этих стран-лидеров приходится 90% всех импортных батарей, поставляемых на вторичный рынок РФ. Рассмотрим структуру ввоза по странам в разрезе производственных площадок. Для этого укажем основные параметры: выпускаемые марки батарей, количество АКБ, ввезенных за 2014 г., доля производственной площадки в общем объеме по стране, темп прироста АКБ (на сколько процентов изменился ввоз АКБ по сравнению с 2013 г.).

Структура импорта по аккумуляторным батареям, 2014
8

Южная Корея
Снижение доли ввоза произошло у корейских аккумуляторов на 16% (с 1,278 млн до 1,07 млн штук). Изменилась структура импорта крупнейшей пятерки корейских заводов. Поменялись местами заводы SEBANG GLOBAL и DONG AH RUBBER. Так с четвертого на первое место вышла DONG AH, в тоже время SEBANG Global утратил свои лидирующие позиции 2013 г., спустившись с первого места на четвертое. Отметим, что корейские заводы кроме числа многочисленных своих брендов производят аккумуляторы для других концернов. Так SEBANG GLOBAL производит для Johnson Controls марку BOSCH стандарта JIS, Dong AH RUBBER производит марку TOKLER ASIA, TOKLER Platinum для концерна Мегатекс (Украина), ATLAS производит аккумулятор японского бренда ALASKA.
9

Чехия
Чешская производственная площадка Johnson Controls снизила импорт в Россию аккумуляторов на 40%. Отмечается сильное падение ввоза аккумуляторов концерна из завода в Испании — второй крупной производственной площадки Johnson Controls. Теперь 80% аккумуляторов Johnson Controls на заводе в Чехии.
10

Турция
Турецкий аккумуляторный завод Mutlu, занимающий третью позицию в рейтинге крупнейших заводов, снизил ввоз одноименных аккумуляторов на 42%. (с 715 тыс. штук до 412 тыс. штук). Второй завод YIGIT AKU (бренды PLATIN, PRESTIGE), напротив, нарастил объем почти в 2 раза.
11

Украина
В 2014 году наблюдается снижение доли украинских аккумуляторов на 66% (с 1,15 млн штук в 2013 г. до 388 тыс. штук в 2014 г). Снижению спроса на АКБ, поспособствовало сокращение показателей импорта украинской корпорации «Веста-Днепр» на 75% по сравнению с показателями 2013 года. Производственные мощности корпорация перенесла на площадку в г. Курске. Корпорации НАК ISTA на 79%. Небольшое снижение отмечается у Мегатекс на 3%.
12

Словения
В 2014 г. отмечается снижение словенских АКБ на 47%. В то же время на производственной площадке аккумуляторного концерна TAB в Македонии отмечается небольшой прирост.
13

Япония
Япония – это вторая после Казахстана страна из числа крупнейших стран–экспортеров АКБ у которой наблюдается положительная динамика в 2014 году (+12%). Другие страны демонстрируют отрицательную динамику импорта. Лидером японского импорта по прежнему остается FURUKAWA BATTERY, у которой отмечается прирост в 11%. У GS YUASA отмечается небольшое снижение на 1,6%. У Panasonic Corporation отмечается существенный прирост 90%. При этом отмечается снижение импорта на 33% на производственной площадке PANASONIC в Таиланде.
14

Ключевые поставщики автомобильных аккумуляторов на российский рынок — компании «АКОМ», «АкТех», «Тубор», «Алькор», «Тюменский АЗ», «Электроисточник», ЗАО «Исток» — эта группа сложилась достаточно давно и в среднесрочной перспективе меняться не будет.

Производство аккумуляторных батарей в 2015 году, по некоторым оценкам, увеличилось до 5% по сравнению с показателями 2014 года. Так, по предварительным данным, ЗАО «АКОМ» увеличил производство до 1851 000 ед. (в 2014 году 1516000), ОАО «Тюменский аккумуляторный завод» также увеличил производство до 1426000 ед. (в 2014 году 1235000 ед.), в то же время Филиал ООО «Тубор» сократил производство до 707000 ед. (866000 ед. в 2014 году).
01
Порядка 45% всего объёма производства аккумуляторов выпускается на предприятиях Приволжского федерального округа. Далее, по объёму производства АКБ Центральный федеральный округ, Уральский ФО и Сибирский ФО.
Структура продвижения аккумуляторных батарей на рынке не изменилась по сравнению с 2014 годом: 45% покупателей предпочитают приобретать аккумуляторы в магазинах автозапчастей, 40% покупают аккумуляторы в специализированных магазинах, 5% покупают АКБ в интернет-магазинах, 4% в автомобильных дилерских центрах, 3% в автосервисе.
02
Участники рассматриваемого рынка сейчас довольно редко делятся прогнозами относительно развитии рынка АКБ, что связано с невозможностью предсказать многие факторы: действия правительства в условиях кризиса, и все связанные с этим проблемы — стоимость нефти, курс рубля, ситуация на авторынке и прочее. Продолжение тенденций ведёт к понятным результатам: максимальному вытеснению импортной продукции, сокращению объёмов рынка, росту цен на АКБ, возможно, росту экспорта.

Тенденции которые можно наблюдать в 2014-2015:
• Рост доли российских производителей.
• Рост импорта из стран Таможенного союза.
• Снижение доли импортных АКБ из дальнего зарубежья.
• Разворот от Европы к Азии.
• Уход с рынка украинской продукции.
• Значительное смещение спроса из среднего в бюджетный сегмент.
• Незначительное смещение спроса из премиального в средний сегмент.
• Снижение товарных запасов в дистрибьюторской сети!!!

Источник: Внешнеторговая компания RULink



Вернуться к списку