Экспресс-диагностика АКБ

С каждым годом растет оснащенность сервисных центров и магазинов по продаже автозапчастей электронными приборами для экспресс-тестирования аккумуляторных батарей и бортовой сети автомобиля. Наука не стоит на месте и один прибор уже заменяет несколько громоздких и дорогостоящих приборов прошлого поколения, включая нагрузочную вилку. Но именно на основании их результатов квалифицированный персонал мог сделать выводы о состоянии аккумулятора, прослужит ли еще годик, можно ли восстановить и какого производителя порекомендовать, чтобы магазин не имел проблем в будущем. Сегодня вывод делает прибор, однако отсутствие квалификации по части его применения, а также по части конструкции аккумуляторных батарей, сыграло на российском аккумуляторном рынке злую шутку.

экспресс диагностика акбПочему именно на российском и почему злую!? Разговор с одним из представителей фирмы MIDTRONICS, являющимся одним из идеологов алгоритма диагностики, заложенного в приборах экспресс-тестирования, открыл много интересных фактов, о которых и пойдет речь.

Изначально прибор был призван облегчить диагностику бортовой сети и бывшей в употреблении аккумуляторной батареи ввиду массового внедрения производителями АКБ необслуживаемой конструкции батарей с так называемой двойной крышкой без пробок и доступа к электролиту. Немаловажную роль сыграл повышающийся спрос на VRLA батареи для автомобилей с системой STOP/START, где доступ к электролиту в принципе невозможен ввиду его отсутствия в свободном виде (электролит находится в адсорбированном состоянии сепаратором из стекловолокна). Но прибор был рассчитан на европейский рынок, где аккумуляторы на базе литых токоотводов из низкосурьмянистого сплава скорей раритет или признак устаревшей технологии на заводе изготовителе. Причем тут токоотводы, спросите Вы!? Однако именно они имеют самое прямое значение к результатам измерения прибора, поскольку принцип, на котором работают все аналогичные экспресс-тестеры, основан на измерении импеданса (проще сказать сопротивления) батарей, на который влияет целый ряд факторов, включая температуру, время хранения и, естественно конструктивные особенности аккумулятора.

Каждое новое поколение прибора расширяет диапазон измерительных систем, будь то диагностика АКБ на борту или за пределами автомобиля, стандарт, указанный на этикетке или наличие температурной поправки, что свидетельствует о разном алгоритме расчета токовых показателей. Однако до сих пор нет выбора по параметру, новая это батарея или б/у, кальциевая это батарея или низкосурьмянистая, на базе экспандированного токоотвода или литого, хотя именно эти конструктивные особенности вносят в результаты измерения самую существенную погрешность!  
 
Забегая вперед, скажу, что следующее поколение приборов призвано исключить диагностику новых аккумуляторов ввиду его некорректности и исключения неверных толкований их результатов. Свое решение по данному вопросу представитель фирмы MIDTRONICS прокомментировал следующим образом:
  • некорректно сравнивать новые аккумуляторные батареи по величине тестируемых значений, особенно если эти батареи имеют существенные различия в конструкции и технологии их производства;
  • самым важным фактором, влияющим на результат измерения, является сопротивление электродных пластин, зависящее от целого ряда факторов, включая переходное сопротивление контакта активной массы с токоотводом, количества и площади электродов, площади сечения токоотводящих частей, деталей и сварных соединений. Переходное сопротивление на решетках литых токоотводов в десятки раз ниже, чем на сетках экспандированных или штампованных токоотводов за счет более развитой их поверхности (шероховатости), поэтому прибор может диагностировать повышенные значения тока при одинаковых остальных условиях;
  • для устранения подобного рода перекоса в гонке за лидерство на вторичном рынке, где основным показателем качества стал служить показатель тока холодной прокрутки, диагностируемый нашими или аналогичными приборами, производители необслуживаемых батарей вынуждены увеличивать количество электродных пластин за счет уменьшения их толщины, что естественно сокращает срок службы и надежность аккумулятора. Или, как вариант, занижать показатели тока на этикетке, для нивелирования всех погрешностей измерения, что затрудняет, в итоге, их продажу; 
  • как правило, производитель указывает на этикетке ту величину стартерного тока, которую батарея в состоянии обеспечить на одном из трех разрядов при полном заряде, на специализированном оборудовании, согласно требованиям европейского стандарта EN 50342. 
экспресс диагностика акбПоказания приборов MIDTRONICS  и их аналогов не являются ни их подтверждением, ни их опровержением, ввиду другого их предназначения. Свинцово-кислотная аккумуляторная батарея является одной из немногих систем, на которую еще не разработана точная математическая модель, ввиду сложности и не изученности протекающих в них процессов, соответственно ни одно измерение и алгоритм расчета не может поспорить в точности с реальными результатами испытаний!

Его ответ скорей для профессионалов аккумуляторщиков, но вкратце можно подвести следующий итог:
  1. При выборе аккумулятора нужно четко понимать, что автопарк уже состоит в основном из иномарок с продуманными системами зажигания, что в условиях современных зим, реальные величины тока, потребляемого стартером, находятся в пределах 100 – 150А.
  2. Тестируемые значения не отражают истинных возможностей аккумулятора, а говорят о степени заряженности и косвенно о конструкции аккумулятора. 
  3. Если значения высоки, значит перед вами низкосурьмянистая батарея с литыми токоотводами и ее нужно периодически подзаряжать и доливать воды. Если же она кальциевая, то там много пластин и они очень тонкие. Подзаряжать ее не нужно, да и воды доливать не требуется, вот только надолго ли такое счастье!?
В любом случае, учитывая тенденции современного рынка, нельзя все воспринимать за чистую монету, лучше уж смотреть на все через призму здорового скептицизма. Может быть тогда станет меньше почвы для обмана и отсутствия профессионализма, а у нас будет меньше повода для огорчений.

Поэтому покупайте аккумуляторы оптом у проверенных производителей, таких как Westa.



Вернуться к списку