«Если за аккумулятором нормально ухаживать, никакая пуско-зарядка не нужна», — так считают многие водители со стажем. И рациональное зерно в этих рассуждениях есть. Любая техника, в том числе и АКБ, имеет определенный срок службы.
Если устройство работает на износ, да еще и в плохих условиях — ничего хорошего от него не жди. Результаты всегда плачевны. Это и севший в самое неподходящее время аккумулятор, и его полный выход из строя.
Если разрядившуюся батарею еще можно зарядить, то испорченную — только выбрасывать. И так каждый год или, в лучшем случае — полтора-два. В общем, прогнозируемая жизнь автомобильной батареи сокращается в 2-3 раза.
Невероятно, но многие автомобилисты считают нормальным явлением ежегодную замену аккумулятора. Они считают, что это и есть срок его жизни — один год. Такой подход — грубейшая ошибка. Ведь современная батарея не настолько плоха, чтобы так ею разбрасываться. При хорошем уходе она прослужит 5-7 лет, никак не меньше. При этом будет на отлично выполнять все свои функции:
- Обеспечивает своевременный запуск мотора.
- Создает энергетический запас. Накопленная энергия дает возможность бесперебойно работать всем дополнительным приборам даже в том случае, когда основную мощность потянул на себя запущенный двигатель.
- Если мотор заглох, служит единственным источником энергообеспечения в автомобиле. Хотя, в таком режиме, она долго не потянет — сильно снижаются характеристики.
- Аварийное электропитание для фар, габаритных огней и т.д. Ведь надо же как-то безопасно транспортировать машину к ближайшей СТО, если генератор отказал.
Одним, словом, без АКБ автомобиль не поедет, поэтому она должна вселять уверенность. Не стоит ее недооценивать и, тем более, намеренно сокращать ей жизнь. Лучше задуматься, а как продлить срок эксплуатации аккумулятора до тех самых вожделенных пяти, или даже — десяти! лет? Да и возможно ли это? Вполне реально, если вы не станете лениться и будете соблюдать семь нехитрых правил.
1. Никаких резких перепадов температуры
Изменить температуру окружающей среды — не в ваших силах. Автомобиль то и дело попадает в ситуации «то слишком горячо — то крайне холодно». Но защитить свою АКБ вы вполне сможете. Для этого устройство необходимо изолировать. В новых, современных машинах, производитель уже позаботился об изоляции. Он заботливо поместил прибор в изоляционный корпус. Несколько слоев изоляции не допускают критических показателей температуры и ее резких перепадов. Если машина старая, то нужно приобрести специальный изолирующий комплект отдельно. При покупке обращайте внимание на размеры — он должен поместится в ваш батарейный отсек.
2. Недозаряд и перезарядка — основные враги емкости
Автоматическое зарядное устройство — лучший выбор автомобилиста по той простой причине, что оно само контролирует степень заряда. При достижении нужного показателя, самостоятельно отключается.
То есть, наблюдать за процессом зарядки, нет надобности. Но, если используемое ЗУ не оснащено такой функцией, не отвлекайтесь и внимательно следите за его работой. Есть опасения перезаряда.
Он непременно «посадит» ваш аккумулятор в дальнейшем.
Следует остерегаться и недозарядки. Как правило, она возникает при езде на короткие дистанции. То есть, если часто ездить по пробкам (а в большом городе это неизбежно), то прибор не заряжен на полную. Несколько таких недозарядок, и ваша АКБ утратит емкость.
Поэтому чаще измеряйте напряжение — одно должно быть не ниже 12,6 Вольта. Если показатель вольтажа в норме, а недозаряд все-таки есть, то убрать проблему поможет замена регулятора напряжения. Часто меняют не полностью. А частично — щетки, контактные кольца.
Недорого и эффективно.
3. Отключайте при длительном простое машины
Загнали машину в гараж — дайте ей отдохнуть. Выключите потребителей электроэнергии: свет, магнитола. Все это ненужные утечки электричества. Плотно закройте дверцу — ведь даже эта мелочь способна к утру посадить батарею. А если стоянка надолго (несколько дней или того больше), то батарейку лучше вообще отключить. Зачем тратить заряд, если можно сохранить показатели к следующей поездке? Сделать это очень просто — нужно лишь отсоединить одну клемму.
4. Чистота и сухость продлевают жизнь
Корпус нужно периодически очищать и протирать. Он должен быть чистым и сухим. Мокрые подтеки электролита грозят опасностью короткого замыкания. Удаляют их чистой салфеткой или хлопчатобумажной тряпкой. Поскольку электролит — это кислота, то лучше всего ее протереть раствором пищевой соды или нашатыря. Делать данные манипуляции нужно аккуратно, чтобы не повредить крышку. При уборке осмотрите — нет ли коррозии на клеммах и отверстиях для вентиляции. Если ржавчина появилась, — чистой водой не обойдетесь, нужно специальное антикоррозийное средство. После чистки проверьте крепления контактов. Если они ослаблены — подтяните.
5. «Насиловать» стартером — медленно убивать
Подобные ситуации возникают, в основном, зимой. Отрицательная температура — и вот вам проблема: остывшая машина не хочет заводиться. Пусковой ток должен возникнуть в момент поворота ключа в замке зажигания, после чего проворачивается стартер. Но на морозе стартер, как бешеный, крутит вхолостую, а маховик не цепляет. Водитель начинает щелкать зажиганием, надеясь зацепить. Но, чем сильнее холода, тем больше этих щелчков. А ведь каждый из них, практически, убивает аккумулятор. Рано или поздно, он попросту откажет. Чтобы этого не случилось, запомните несколько важных нюансов:
- Непрерывное вращение стартера должно составлять не больше 15 секунд.
- Перерыв между попытками — не меньше минуты.
- Перед включением зажигания разогрейте машину — включите дальние фары на 10 секунд.
- Выжимайте сцепление полностью, чтобы коробка передач и двигатель разомкнулись. Тогда стартер не станет проворачивать шестерни в вязком масле, загустевшем на морозе.
Только так вы облегчите запуск двигателя, а ресурс АКБ не понизится.
6. Надежное крепление
Внутри аккумулятора находятся пластины. Чем больше их активная масса, тем выше емкость и способность держать заряд. При тряске активная масса начинает осыпаться — емкость падает. Чтобы этого не произошло, убедитесь, что АКБ надежно закреплена. Крепления должны быть затянуты по максимуму. А во время движения, даже на полном ходу, не должны возникать никакие лишние вибрации — они укорачивают жизненный ресурс.
7. Восстановление — лучшая профилактика
Глубокого разряда допускать нельзя. Ведь при этом электролит начинает расслаиваться. Происходит неизбежная химическая реакция — кислота расщепляется на соль и воду. Соль плотным слоем оседает на пластинах. А оставшаяся вода не может выполнить нужные функции подачи энергии.
Этот неприятный процесс называется сульфатацией — отложением солей. С помощью качественного зарядного устройства проводят десульфатацию. Зарядка разбивает соли малыми короткими токами.
В идеале — проводить десульфатацию следует не тогда, когда батарейка «почти что умерла», а периодически, для профилактики.
С профилактической целью, чтобы батарея не разлагалась на соли, нужно раз в месяц подзаряжать ее хорошим зарядным устройством, желательно импульсным (так называемой «умной» зарядкой), используя невысокий ток зарядки — 1-2 Ампера. Также проверяйте плотность и уровень электролита. Он не должен быть ниже кромок пластин, а на 1 см выше. Нормальная плотность составлять 1,28 г/см.куб. Если показатель сильно ниже — началось отложение солей.
Указанные выше советы просты, но в то же время дееспособны. Помимо них, возьмите себе за правило, заглядывая под капот, осматривать сразу и батарею — хотя бы внешне. Ее вид сразу подскажет вам — в порядке она или уже требует обслуживания.
На корпусе не должно быть трещин, вздутий, потемнения изоляции, подтеков из банок. Если хоть что-то из перечисленных признаков появилось — не откладывайте лечение на потом.
Устраняйте неисправности своевременно — это залог того, что ваша АКБ прослужит верой и правдой несколько лет.
Как продлить жизнь аккумулятора зимой (и когда его менять)
24 декабря 2018 Категория: Секреты автомобилей.
Зима — время тяжелых испытаний для АКБ. Низкая температура снижает емкость аккумулятора, а поездки в городском цикле не дают генератору нормально зарядить батарею.
Другая причина, по которой аккумулятор разряжается быстрее зимой — его энергия идет на многочисленные потребители вроде обогрева окон и сидений, зеркал или системы навигации. Не будем забывать и о свете фар и работе аудиосистемы.
- В результате даже при температуре в 0 градусов на улице, АКБ по факту располагает только 80% своей емкости. При температуре — 10 градусов — уже только 70%.
Добавим к этому фактор коротких поездок и потребителей, на обслуживание которых приходится тратить емкость батареи — и получим реальный риск не завести двигатель в мороз. Ведь на это мероприятие АКБ тратит примерно половину своего заряда, и только после запуска в качестве источника напряжения тока в бортовой сети вступает в работу генератор.
Как позаботиться о АКБ зимой: план действий
регулярно проверять состояние батареи
Чтобы внешне оценить состояние батареи, не нужно полностью вынимать ее, как в автосервисе. Просто каждый раз, открывая капот, чтобы проверить уровень масла или долить антифриз, обращайте внимание и на корпус аккумулятора: на нем не должно быть потеков и грязи.
Трещины на корпусе — признак того, что батарею нужно менять.
- Если у вас необслуживаемая батарея с индикатором состояния электролита, регулярно проверяйте его.
контролировать уровень электролита
Так как обслуживание АКБ сопряжено с определенными рисками, лучше доверить проверку и доливку электролита в обслуживаемых АКБ специалистам автосервиса. При снижении уровня и сохранении нормальной плотности электролита, можно долить дистиллированную воду.
- Помните, что автомобильный аккумулятор — это свинцово-щелочная батарея, и при всех работах тщательно защищайте руки (резиновые, латексные или неопреновые перчатки) и глаза (защитные очки).
проверять и чистить окислившиеся клеммы
Окислы, которые выглядят как голубой, зеленоватый или пепельно-белый налет на клеммах, приводят к утечке тока и сокращают срок службы батареи.
Хотя бы раз в 2-3 месяца снимайте пластиковое покрытие АКБ и смотрите на состояние клемм. При образовании налета — чистите контакты наждачной бумагой или специальным средством.
- Для очистки клемм можно применять содовую пасту: смешать 2-3 ст. л соды и 1 ст. л. воды, нанести старой зубной щеткой на контакты, убрать налет и, промыв теплой водой, вытереть насухо тканью. А после нанести на клеммы технический вазелин или специальную защитную смазку.
избегать поездок на короткие расстояния
- Важный совет, который поможет продлить жизнь вашей батарее — старайтесь не ездить зимой на короткие дистанции.
- Вы потратите на запуск половину емкости АКБ в мороз, а для адекватного восполнения заряда аккумулятора от генератора важно, чтобы двигатель работал минимум 20-30 минут.
- Типичная ситуация из разряда «холодный пуск — недалеко до работы — машина день на морозе — вечером снова пуск — недалеко до дома» приводит к тому, что заряд АКБ не восполняется от генератора и только теряет и теряет свой заряд.
- Если на улице холодно, тем более старайтесь заводить мотор каждый день и ездить на машине не менее получаса — иначе за несколько суток простоя на морозе батарея может полностью разрядиться.
заряжать аккумулятор
Логическое продолжение обозначенной проблемы с поездками на короткие дистанции в городском цикле. Аккумулятор надо заряжать.
Для этого у вас есть три варианта:
- хотя бы раз-два в неделю выезжать на трассу и проезжать приличную дистанцию (или круг по МКАД), чтобы генератор зарядит АКБ за это время;
- найти сервис по зарядке батарей и за небольшие деньги пользоваться этой услугой по мере необходимости;
- купить зарядное устройство для АКБ и разобраться в технологии его использования.
Основное требование к зарядному устройству — достаточный ток. Перед зарядкой нужно проверить уровень электролита (должен покрыть пластины).
- Заряжать АКБ в домашних условиях нужно, строго соблюдая технику безопасности, в хорошо проветриваемом помещении.
снизить число потребителей энергии
Если в холодное время года вы ездите на автомобиле в городском цикле (постоянные пробки) и на короткие расстояния, постарайтесь оптимизировать процесс заряда АКБ от генератора, убрав все лишние потребители энергии.
Речь идет о том, чтобы частично отказаться от комфорта в пользу заряда аккумулятора. Например, отключать системы обогрева сидений и стекол сразу после того, как «и так сойдет», стараться не заряжать девайсы от прикуривателя, использовать минимальные обороты салонной печки и т.п.
- Следите, чтобы в момент запуска двигателя зимой все электрические системы, включая свет, аудиосистему, салонную печку и кондиционер, были выключены — так вы облегчаете нагрузку для стартера и аккумулятора. Еще один секрет — выжать сцепление на МКП, перед тем, как заводить мотор.
не откладывать замену АКБ
Если состояние вашей батареи далеко от идеала, а менять ее вы не планируете, хотя бы перед ночными заморозками снимайте ее с автомобиля и заносите домой. В теплом помещении заряд не будет уходить, как на морозе, и утром его хватит на запуск двигателя.
Не пропустите признаки, что аккумулятор нуждается в замене:
- электролит стал мутным, потемнел (видно при зарядке)
- после зарядки батарея совсем не держит заряд
- двигатель запускается плохо даже в теплую погоду
- аккумулятору больше 3-5 лет
- напряжение, измеряемое мультимером, меньше нормативного.
При выборе нового аккумулятора обратите внимание не только на ёмкость двигателя, но и на габариты батареи: длину, ширину и высоту отсека для установки.
- О том, как правильно и безопасно «прикурить» автомобиль, узнаете здесь.
- Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка
- Перейти к поиску
Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля
Многие автовладельцы сталкивались с проблемой замены аккумуляторной батареи каждые 2-3 года. В данной статье мы постараемся подробно рассказать как продлить жизнь аккумулятору автомобиля.
Факторы влияющие на срок службы аккумулятора
Допустим что данные условия соблюдается:
- Все время исправно работает генератор и реле-регулятор, в цепи зарядки не вырабатывают высокого напряжения.
- Не допускается сильной разрядки аккумулятора (забытый свет, обогрев, мультимедиа).
- Исключаем «тырканье» при попытках завести мотор.
Как правило, при соблюдении этих простых правил качественный стандартный аккумулятор прослужит до 7 лет. Давайте теперь подробно рассмотрим каждый из факторов «долголетия» батареи. Какой из этих факторов самый опасный? Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля?
Самым опасным является избыточное напряжение в цепи зарядки или постоянная перезарядка АКБ.
Из-за неисправности реле «лишний» заряд или повышенное напряжение вызывает неизбежное перегревание батареи и осыпание активного вещества на ячейках пластин, испарение элетролита и сульфатация самих свинцовых пластин.
Одним словом — в период перезарядки или подачи повышенного напряжения аккумуляторная батарея эксплуатируется в с удвоенным расходом ресурсов. Логично, что срок службы снижается с 7 лет до 2-3-х.
Что делать?
Есть два способа. Если вы подозреваете о повышенном напряжении замерьте обычным мультиметром. Он есть практически у каждого или его можно купить в строительном супермаркете. Подаваемое для заряда батареи не должно превышать значения одной десятой от емкости аккумулятора. Например: если ваша батарея имеет емкость 50 Амп.час, то зарядный ток должен составлять не более 5 Ампер. При этом, имейте ввиду, что использование в автомобиле АКБ емкостью ниже, чем рекомендовано производителем автоматически вызовет ее повышенный износ — ток подаваемый для заряда батареии рассчитан на батарею штатной емкости.
Замерять силу тока нужно через какой-то промежуток времени после старта. Чтобы генератор заново накрутил потраченный заряд батареи. Мерить нужно на заведенном двигателе. Также нужно замерить на 2-3 тысячах оборотах. Повышенное напряжение часто характерно для режима высоких оборотов.
Нужно ли менять батарею после полной разрядки? Если батарея отработала пару-тройку лет, то глубокий разряд может привести к необратимым последствиям, а если вы ей пользуетесь менее года, то она восстановит все свои свойства. В любом случае, рекомендуем обратиться в сервис, где специалист сможет провести полный цикл восстановления батареи.
Есть ли смысл периодически подзаряжать аккумулятор в профилактических целях?
Смысл есть, особенно зимой. Желательно 1-2 раза за зимний сезон. Даже если исправна вся электроника оборудования, заряд часто уходит из-за повышенного потребления в зимний период. Плюс потому, что зимой тратится в два раза больше энергии для запуска двигателя. В добавок к этому мы включаем обогревы стекол, сидений и т.д. В результате это приводит к большой просадке напряжения. Самый оптимальный порядок действий зимой — после запуска не включать сразу все электро потребители. Дайте генератору несколько минут на восстановления потраченного при запуске заряда.
Можно ли подключать зарядное устройство не отключая клеммы?
Можно. Более того, такая схема часто подключения используется для зарядно-пусковых устройств. В отличии от обычных зарядных, которые малыми токами в течении длительного периода (4-8 часов) восстанавливают заряд батареи, зарядно-пусковые устройства имеют возможность переключения подачи токов большой силы.
Кратковременное воздействие таких токов не опасно для аккумулятора, при этом происходит ускоренная зарядка в течении 10-15 минут. (Внимание: Обязательно ознакомтесь с инструкцией по эксплуатации вашего зарядно-пускового устройства!) Этого времени достаточно, чтобы совместно с работающим зарядно-пусковым батарея смогла выполнить разовый запуск автомобиля.
После запуска двигателя силу тока снижают до номинальных 4-5 Ампер.
Информация о статье:
Как продлить жизнь аккумулятору автомобиля
Многие автовладельцы сталкивались с проблемой замены аккумуляторной батареи каждые 2-3 года. В данной статье мы постараемся подробно рассказать как продлить жизнь аккумулятору автомобиля. Самым опасным является избыточное напряжение в цепи зарядки или постоянная перезарядка АКБ. Из-за неисправности реле «лишний» заряд или повышенное напряжение вызывает неизбежное перегревание батареи и осыпание активного вещества на ячейках пластин, испарение элетролита и сульфатация самих свинцовых пластин.
9 способов как продлить аккумулятору жизнь | Увеличиваем срок службы АКБ |
Каждый водитель автомобиля хотя бы раз задумывался над тем, как продлить жизнь аккумулятору. Случаи, когда новые АКБ изнашиваются за пару лет и сдаются на переработку, становятся частыми.
Обвинять во всем производителей нецелесообразно, большинство проблем связано не с заводским браком, а с неправильной эксплуатацией.
При должном уходе срок жизни среднестатистического аккумуляторного устройства равен 5-7 лет.
Почему батареи быстро становятся непригодными?
- Испарение электролита. В жаркую погоду из электролита испаряется вода. Из-за этого оголяются пластины АКБ, быстро начинается сульфатация.
- Аккумулятор постоянно не заряжен. Провоцируется короткими поездками и большим количеством потребителей энергии в автомобиле.
- Плотность электролита. Из-за низкой плотности жидкость внутри батареи может замерзнуть при отрицательной температуре. Вследствие этого пластины покоробятся.
- Проблемы с проводкой авто. Неисправная бортовая сеть влечет перебои в работе аккумуляторов, чем снижает их срок эксплуатации.
Неправильная фиксация – еще одна причина быстрого износа аккумуляторного устройства. Незакрепленная АКБ во время езды подвергается ударам и опрокидываниям, из-за чего повреждается корпус, портятся клеммы, случаются замыкания.
Компенсировать часть расходов на покупку новой батареи получится, если сдать аккумулятор автомобильный в одном из пунктов приема компании «ПАК». Избежать проблем в дальнейшем помогут рекомендации профессионалов. Рассмотрим 9 способов, как продлить срок службы аккумулятора.
1. Периодичность и процесс зарядки
Все АКБ автомобиля делятся на малообслуживаемые и необслуживаемые. Первые проще в эксплуатации, их достаточно раз в полгода относить в сервисный центр для проверки. Но стандартный уход за обеими вариантами производится самостоятельно.
Аккумуляторную батарею категорически не рекомендуется держать в разряженном состоянии. Длительное нахождение без заряда способствует ускоренному разрушению пластин. Для восстановления АКБ используются специальные зарядные устройства. Сила тока не должна превышать 1/10 от номинальной емкости батареи.
Процесс зарядки аккумулятора:
- Снять батарею с автомобиля, перенести на место подзарядки.
- Оценить температуру устройства. Если АКБ принесен с мороза, то следует дождаться, пока он отогреется.
- Отвинтить защитные пробки и проверить уровень электролита. При снижении объема жидкости доливают дистиллированную воду (для обслуживаемых батарей).
- Подключить клеммы с соблюдением полярности.
- Проверить плотность отдельных аккумуляторных ячеек (рекомендуется). Обнаружение разницы в диапазоне 0,05 г/см – повод отказаться от батареи.
Регулярная езда на большие расстояния позволяет поддерживать нормальный заряд батареи без дополнительной подзарядки.
В зимний период, когда АКБ испытывает повышенную нагрузку, рекомендуется восполнять емкость по необходимости или раз в 2 месяца. После глубокого разряда (включенные фары, музыка, обогрев стеков) требуется полноценная зарядка.
Соблюдение правил и сроков подзарядки – одни из наиболее эффективных способов продлить срок службы аккумулятора.
2. Электрическая проводка автомобиля
Срок жизни АКБ напрямую зависит от исправности бортовой сети автомобиля. Электрическая проводка должна содержаться в полном порядке, особенно это касается следующих моментов:
- работоспособность генератора и регулятора напряжения в сети;
- отсутствие поврежденных участков проводки;
- отсутствие незафиксированных или окисленных контактов.
Неполадки в работе бортовой сети способствуют увеличению сопротивления. Батарея начинает расходовать заряд на его преодоление, в результате ее полезный срок эксплуатации сокращается. Своевременная проверка исправности электрической проводки в автомобиле – эффективный способ продлить жизнь аккумулятора.
3. Уровень электролита
В сильную жару, а также во время езды температура внутри батареи поднимается, из-за этого из электролита начинает испаряться дистиллированная вода, а следом снижается его общий объем.
Нехватка жидкости влечет за собой оголение пластин внутри АКБ. В таком состоянии они легко окисляются, постепенно разрушаются. Возможны ситуации, при которых обмазка с решеток крошится и падает на дно аккумулятора.
Образовавшийся шлам нередко вызывает замыкание электродов.
Уровень электролита следует проверять регулярно, при необходимости нужно доливать дистиллят до отметки, которая покроет пластины из свинца на 1-1,5 см. Без периодической проверки количества жидкости внутри АКБ ее срок использования существенно сокращается. Единственная вторая жизнь аккумулятора после подобного износа – сдача в приемный пункт, который осуществляет выкуп БУ аккумуляторов.
4. Эксплуатация в зимнее время
Заморозки негативно сказываются на работе всех узлов автомобиля, включая аккумуляторные батареи. Загустевает масло, замерзают свечи, дольше крутится стартер, включаются все системы обогрева (печка, сидения, зеркала, стекла, руль). В таких условиях тратится гораздо больше заряда АКБ, восполнить ее емкость удается только при осуществлении поездки на большую дистанцию.
Правила эксплуатации аккумулятора в зимнее время:
- не использовать разряженную батарею;
- отказаться от езды на короткие дистанции (АКБ потратит больше энергии, чем успеет восполнить);
- не перегружать стартер в момент запуска машины (не более 10-15 секунд);
- при неудачном запуске не предпринимать новые попытки сразу же, нужно выждать 2-3 минуты;
- до запуска двигателя рекомендуется «прогреть» АКБ, включив фары на 30 секунд.
Опытные водители дают еще один важный совет: перед запуском нужно максимально выжать сцепление для разъединения двигателя и трансмиссии. Это позволит снизить нагрузку на стартер.
5. Профилактика состояния клемм
В процессе эксплуатации на клеммах появляется налет. Это могут быть окислы, потеки электролита или следы коррозии. Налет серьезно влияет на способность АКБ проводить ток, поэтому его следует устранить сразу после обнаружения. Способы очистки:
- раствор пищевой соды;
- обработка мелкозернистой наждачной бумагой;
- раствор нашатырного спирта.
После очистки клеммы следует высушить и крепко затянуть. Для продления срока эксплуатации рекомендуется покрыть их специальным средством для контактов (продается в магазинах автотоваров).
6. Плотность электролита
Заряженная аккумуляторная батарея автомобиля имеет плотность электролита 1,27 г/см. Данный показатель снижается пропорционально уменьшению заряда АКБ. Рекомендуется проверять плотность электролита спустя некоторое время после максимальной подзарядки.
Плотность – определяющий фактор в вопросе морозостойкости аккумулятора. При значении 1,21 г/см температура замерзания электролита равна -32С, при 1,13 г/см – -9С. Параметр плотности подлежит контролю, в особенности зимой.
7. Чистота аккумулятора
Грязь на поверхности батареи снижает срок ее полезной эксплуатации. Пыль, масло, влага и подтеки электролита со временем смешиваются и превращаются в цельный слой, который способен проводить ток. Следовательно, АКБ начинает тратить заряд и на это. Поддержание батареи в чистоте – обязательный пункт к выполнению.
8. Регулярный осмотр
Увеличить продолжительность жизни АКБ позволяет своевременное обнаружение проблем. Для этого необходим периодический визуальный осмотр на предмет целостности, а также ежегодная тренировка автомобильного аккумулятора.
Под последним понимается процесс, который включает полную зарядку батареи с последующим контролируемым разрядом и повторным восполнением емкости до максимума. Как тренировать АКБ?
- Аккумулятор снимается, заряжается в нормальном режиме.
- Проверяется уровень электролита. При необходимости доводится до уровня 1,27 г/см.
- Проводится контролируемый разряд с помощью сборки схемы разрядного устройства. Другой вариант – параллельное подключение к батарее лампочки соответствующей мощности. В этом случае контроль тока и напряжения осуществляется мультиметром.
- После разрядки проводится полная зарядка с током не более 10% от емкости АКБ.
Контрольно тренировочный цикл аккумулятора, проведенный раз в год, способен ощутимо продлить ему жизнь.
9. Длительный простой
Автомобиль, который не будет использоваться в течение продолжительного периода, стоит правильно подготовить. Важный пункт – снять аккумулятор. Он сохранится в изначальном состоянии, если его зарядить и разместить отдельно от машины.
Что делать с изношенным аккумулятором?
Советы становятся бесполезными, если батарея долго эксплуатировалась без соблюдения правил и ни разу не обслуживалась. Водителю придется купить новую АКБ, но сэкономить на приобретении реально.
В пунктах приема «ПАК» можно сдать свинец и изношенные аккумуляторы по высокой цене, тем самым возместить часть расходов на покупку новой батареи. Расценки, адреса приемок и условия уточняйте у менеджера.
7 советов, как продлить жизнь аккумулятору своего автомобиля
Представьте ситуацию. Зима, всё замело снегом. Но тут вам срочно понадобилось съездить в другой город. Вы садитесь на свой автомобиль и… во время непредвиденной остановки на трассе, у вас садится аккумулятор. Ситуация, как говорится, патовая. Так и замерзнуть недолго.
Конечно, мы немного сгустили краски, но всякое может быть. Жизнь — штука непредсказуемая. Чтобы избежать попадания в такую или аналогичную историю, за своим АКБ лучше следить.
Интересно, что многие автомобилисты меняют аккумулятор ежегодно, искренне веря в то, что это и есть срок службы АКБ, а все остальное — сказки для новичков. Но современные батареи не настолько плохи.
При должном уходе, они свободно могут прослужить 5, а то и 7 лет. Чтобы уберечь аккумулятор от преждевременной «смерти» и, чтобы он не подвел вас в самый ответственный момент, просто следуйте советам, которые мы привели ниже.
Тем более, что там нет ничего сложного.
Никаких резких перепадов температуры
Защитите свой аккумулятор от перепадов температуры. Разумеется, бегать вокруг машины с бубном и вызывать солнце мы не будем. Есть более современные методы. Например — изолирующий комплект. Более новые модели транспортных средств уже, как говорится, «по-умолчанию» им обладают. Если ваша машина относительно старая, придется об этом позаботиться самому.
Один небольшой совет — во время покупки этого нехитрого устройства обращайте внимание на размеры. Самое главное, чтобы оно влезло в ваш батарейный отсек.
Аккумулятор должен быть плотно закрепленным
Прямо сейчас пообещайте себе и своему АКБ, что при первом удобном случае, вы пойдете в магазин и купите фирменные аккумуляторные зажимы. Только они смогут правильно и плотно зафиксировать батарею. В противном случае, вибрация может повредить внутренние компоненты АКБ или вовсе стать причиной короткого замыкания.
Здесь стоит уточнить, что чрезмерно выжимать гайки аккумулятора тоже не стоит. Так вы можете повредить батарею. Закручивайте до тех пор, пока не почувствуете легкое сопротивление, после чего сделайте еще пол оборота.
Отключайте при длительном простое машины
Для свинцово-кислотной батареи жизненно-необходима регулярная и полная зарядка. Это предотвращает быстрый износ и продлевает жизнь АКБ. Что бы вам не говорили маркетологи, такой тип аккумуляторов теряет заряд с течением времени. Если это игнорировать, можно столкнуться с полным выходом аккумулятора из строя.
В таблице мы приведем примерную скорость разрядки свинцово-кислотного АКБ, в зависимости от температуры.
Разрядка в день | Температура, °C |
1% | 22°C (комнатная) |
0,25% | 10°C |
1,5% | 30°C |
Эти данные приведены без учета дополнительных нагрузок со стороны авто. То есть, если транспортное средство не заводится, и находится в состоянии покоя.
Если вы ставите машину в гараж не на один день, то лучше отключите аккумулятор полностью. Для этого достаточно просто снять одну клемму. Благодаря этому нехитрому действию, АКБ не будет попусту тратить свои ресурсы и дольше сохранит заряд. Соответственно, это пойдет ему на пользу.
Также рекомендуется периодически заряжать аккумулятор, даже если вы им не пользуетесь, но об этом мы поговорим немного дальше.
Держите аккумулятор в чистоте
Все любит чистоту и порядок. И аккумулятор не исключение. Особенно стоит следить за верхней поверхностью АКБ. Дело в том, что батарея может разряжаться через грязь на поверхности, создавая тем самым слабое короткое замыкание. Такого замыкания вы можете даже не заметить, а вот на сроке службы устройства оно скажется. Причем в худшую сторону.
С течением времени клеммы будут покрываться коррозией, грязью и налетом. Это нельзя игнорировать. Регулярно их очищайте. Это прекрасный способ продлить жизнь своему аккумулятору. Для этого используйте старую зубную щетку, смоченную в содовом растворе. Когда дело будет сделано, просто смойте соду холодной водой и протрите батарею сухой тканью.
Попробуйте минимизировать тепловое воздействие
Губит АКБ не холод — губит АКБ жара. Да, именно так, вопреки популярному мнению.
Да, зимой аккумуляторы действительно испытывают более сильную нагрузку, чтобы запустить авто на морозе. А вот причина, по которой многие из них не срабатывают в этот период, кроется в неправильной эксплуатации прошлым летом.
Давайте немного объясним процесс, чтобы вы не подумали, будто вас пытаются обмануть.
Дело в том, что жара становится причиной более быстрого испарения воды из ячеек аккумулятора. После этого холод обнаруживает недостатки более слабых ячеек, потому как низкие температуры уменьшают оставшуюся мощность заряда АКБ, когда он пытается запустить холодный мотор.
А теперь о том, что можно сделать, чтобы этого избежать:
- Постараться уменьшить температуру, воздействующую на аккумулятор летом.
- Всегда стараться парковать авто в тени.
- Держать нормальную температуру в гараже.
- Изолировать батарею от тепла, выделяемого двигателем.
Сведите к минимуму мощность, используемую при выключенном двигателе
Если вы выключили мотор убедитесь, что фары, свет, магнитола и прочие электроприборы в машине тоже не работают. Любая мелочь, о которой вы случайно забудете, может до утра полностью посадить батарею. Согласитесь, это не тот сюрприз, который вы хотите получить в начале следующего дня.
Проверяйте напряжение аккумулятора один раз в месяц
АКБ лучше всего себя чувствует тогда, когда заряжен на 100%. Если вы некоторое время не пользуетесь своей машиной, периодически заряжайте аккумулятор. Это значительно продлит срок его службы.
Чтобы проверить уровень заряда АКБ используется вольтметр. Делайте замер не реже одного раза в месяц, чтобы обеспечить нормальное функционирование батареи в будущем. Если прибор показывает значение 12,7 В, значит аккумулятор полностью здоров и заряжен. 12,4 В свидетельствуют о том, что заряда осталось только 50%. А 12,0 В означает, что батарея села полностью.
Продлеваем жизнь аккумулятору: реальные способы и 2 мифа
18 января
Зима — это самое трудное время для АКБ: от батареи требуются показатели, в которых не было никакой надобности летом.
Основной источник неприятностей — моторное масло. На морозе его вязкость возрастает настолько сильно по сравнению с теплыми денечками, что для проворачивания коленчатого вала требуется совсем иная энергия, несоизмеримая с летней.
Так что в холодное время и становятся реально нужными заявленные токи холодной прокрутки в 600–700 А, а то и более. При таких токах емкость батареи резко снижается. Но этого мало: низкая забортная температура также понижает емкость АКБ.
Замедляется скорость протекания электрохимических реакций, а потому даже новенькая батарея при морозах под минус 30–40°C, даже не успев приступить к работе, на глазах превращается в «полбатареи»
Это еще тоже не всё. Замедление скорости реакций сказывается и на том, что у батареи уменьшается способность принимать заряд. Поэтому, крутанув-таки стартер, она не получает должную компенсацию.
В городском режиме езды это приводит к тому, что у многих обладателей новых батарей они помирают уже через неделю-другую. Но даже при загородных пробегах АКБ может не зарядиться выше 0,7–0,8 от номинала, если на улице сильный мороз.
Хотите зарядить ее полностью — обеспечьте плюсовую температуру: иначе — никак. Между прочим, из вышесказанного следует простой вывод…
Что, если поставить аккумулятор побольше?
Несмотря на советы отдельных дилеров приобретать батареи «по минимуму», не замахиваясь на варианты с максимальными токами и ампер-часами, я всегда советую выбирать самый навороченный вариант.
На морозе сжимается все, так уж лучше иметь в остатке половинку от энергоемкой батареи, чем от маленькой. Сказки о том, что она почему-то будет недозаряжаться — миф.
При стабильных условиях эксплуатации вы вообще не заметите разницы.
Возможно ли согреть батарею?
В продаже имеются эдакие термочехлы (они же — термокейсы, теплоэкраны и т.п.), которые, по идее, должны поддерживать АКБ в тепле. На некоторых автомобилях (Kia Rio, Nissan Almera и т.п.) подобные приемы используют серийно.
Но, в любом случае, рекомендовать установку таких прибамбасов именно для «сугреву» батареи никак нельзя. Начнем с того, что никакая шуба вообще согревать не способна: этому учат в школе. Греть может источник тепла, однако шуба таковым не является.
А главная задача термочехла — защищать батарею не от холода, а от перегрева вследствие близкого соседства с ДВС.
Может ли электролит замерзнуть?
Еще одна зимняя страшилка — замерзание электролита. С исправной заряженной батареей такого не случится, но вот при глубоком разряде электролит может повести себя, как вода. И если он замерзнет, то… батарею придется выбросить. Так что не стесняйтесь следить за ее состоянием. Если нужно подзарядить — не откладывайте на потом. И тогда зимних неприятностей, скорее всего, удастся избежать.
Счастливого пути и хороших ампер-часов!
- Пять признаков того, что аккумулятор пора заменить, мы перечислили тут.
Как восстановить аккумулятор автомобиля
Как бы это не было прискорбно, но у всего есть свой срок службы. Считается, что у аккумулятора он составляет порядка трех лет, после чего батарея отправляется на свалку, а ее место в автомобиле занимает новая АКБ.
Однако не спешите раньше времени прощаться со старым аккумулятором, поскольку существует несколько способов его реанимации. Именно с ними сегодня вас и хочется познакомить.
К наиболее распространенным и излюбленным большинством автовладельцев методам реанимирования аккумуляторов относят:
1. Продолжительный заряд АКБ малым током.
2. Заряд АКБ в дистиллированной воде.
3. Максимальные разряды АКБ малыми токами.
Согласитесь, название способов восстановления дают лишь поверхностные представления об их сути. Для достижения отличного результата требуется познакомиться с этими методами реанимирования АКБ поближе.
Продолжительный заряд АКБ малым током
С помощью данного нехитрого способа можно вернуть жизнь только аккумулятору с незначительной и не застарелой сульфатацией пластин.
Для того, чтобы даровать вторую жизнь АКБ, вам необходимо:
1. Заполнить аккумулятор дистиллированной водой немного выше уровня.
2. Включить АКБ на заряд током нормальной величины (0,1 емкости аккумулятора).
3.
Как только станет заметно газообразование в АКБ, следует на минут 20-30 отключить заряд.
4. После перерыва АКБ вновь необходимо подключить к току, только на этот раз уменьшенному в десять раз в сравнении с первоначальным, т.
е 0,01 емкости АКБ.
5. Заметив усиленное газообразование на пластинах обеих полярностей, надо отключить АКБ от тока и сделать перерыв на 15-20 минут.
Четвертый и пятый этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз. Порой, чтобы АКБ пришла в полную боевую готовность, требуется повторять указанные процедуры несколько дней подряд, прежде чем начать эксплуатировать аккумулятор на всю мощь.
Во избежание неудобств, связанных с работой аккумулятора, рекомендуем периодически проверять уровень электролита в АКБ (высота его слоя не должна быть менее 5 мм над верхними кромками пластин), а при необходимости можно добавить дистиллированной воды. Следите, чтобы в аккумулятор не попали какие-либо посторонние вещества. Следы окисления на аккумуляторных клеммах и проводах необходимо аккуратно удалять.
Заряд АКБ в дистиллированной воде
Если сульфатация АКБ глубокая, но не застарелая, то можно постараться восстановить аккумулятор следующим способом.
1. Разряжаем аккумулятор до напряжения 9 В.
2. Сливаем весь раствор электролита и заполняем аккумулятор дистиллированной водой. Ждем около часа.
3. После паузы в работе аккумулятор включаем на заряд.
При этом напряжение тока на каждом зажиме аккумулятора ни в коем случае не должно превышать 11,5 В.
4. Постепенно увеличиваем заряд. После того, как удельный вес раствора был увеличен примерно до 1,1-1,12, необходимо довести зарядный ток до величины, равной 0,1 емкости АКБ.
5.
Заряжать таким образом АКБ следует до тех пор, пока не будет заметно равномерное выделение газа на пластинах обеих полярностей.
6. После этого необходимо аккумулятор разрядить в течение полутора-двух часов током, равным 0,2 величины разрядного тока, соответствующего десятичасовому режиму разряда аккумулятора.
Пятый и шестой этап восстановления аккумулятора следует повторить несколько раз. После того, как удельный вес раствора не перестанет повышаться, следует довести уровень электролита до нормы и аккумулятор готов к эксплуатации.
Стоит отметить, что подобный метод довольно времязатратный, нередко, чтобы даровать аккумулятору вторую жизнь, могут потребоваться недели.
Реанимирование аккумулятора методом максимальных разрядов малыми токами
Метод восстановления АКБ, о котором сейчас пойдет речь, подходит для аккумуляторов с застарелой сульфатацией. Очевидно, что процесс будет долгим и трудоемким, однако он того стоит.
1. В первую очередь вам необходимо зарядить аккумулятор током, равным 0,2*Q (где Q — емкость аккумулятора).
2. После того, как напряжение достигло 12 В, зарядный ток следует снизить до величины, рассчитываемой по формуле 0,05*Q.
3. Заряд следует прекратить тогда, когда и напряжение, и вес электролита достигнут стабильных значений.
4. Дайте аккумулятору отдохнуть полчаса-час. После чего опять заряжайте его малым током, до тех пор пока он не «закипит».
Данный этап следует повторить несколько раз. О том, что пора прекратить процедуру, вы поймете тогда, когда электролит начнет закипать спустя несколько минут после начала зарядки.
После этого вам следует повторить первый этап работы, а через пару часов продолжить заряжать аккумулятор указанным способом. Для восстановления работоспособности АКБ вам может потребоваться повторить весь цикл работ до 8 раз.
Конечно, восстановление аккумулятора своими силами – это довольно долгий и трудоемкий процесс, однако приложив немного стараний вы сможете заметно продлить жизнь АКБ и сэкономить значительную сумму.
Зимний лайфхак: как продлить жизнь своему аккумулятору
– Вернемся к рекомендации 1-2 раза за зиму заряжать аккумулятор.
Многие не ставят батарею на зарядку, даже имея гараж, по чисто техническим причинам – отключать «массу» они не хотят, чтобы не сбросились настройки магнитолы и других устройств, а против подключения зарядного устройства к аккумулятору с неснятыми клеммами существует популярное предубеждение… Как быть?
– Отключение аккумулятора без нужды, в том числе и для профилактической подзарядки, на современной машине не слишком полезно.
Память радиостанции – это как раз ерунда: важно, что после отключения питания исчезают адаптивные параметры двигателя и КПП, которые блок управления накапливает в процессе повседневной работы.
Ничего фатального в этом нет – система снова соберет статистику и настроится, это её обычный режим, но настройка может сопровождаться повышенным расходом топлива в течение некоторого времени, непривычным поведением машины и так далее.
На самом деле, нет ничего страшного в подключении зарядного устройства прямо к клеммам аккумулятора, с которого не сняты силовые «плюс» и «минус». Главное – чтобы перед этим было выключено зажигание и вынут ключ.
За исправный автомобиль беспокоиться не стоит – проблема тут разве что в надежности самого зарядного устройства, которое зачастую «беспородное», китайского производства.
Дешевый случайный зарядник может выйти из строя, и хорошо, если он просто выключится. Но он может и воспламениться!
Тем более, что у нас любят, оберегая краску крыла от царапинок, подложить под зарядник тряпочку, перекрыв ему вентиляционные щели… Поэтому, чтобы безопасно оставить зарядное устройство без присмотра, его можно положить в обычное железное 10-литровое ведро, поставленное на 1-2 кирпича. Выглядит это, возможно и смешно, но зато даже появление открытого пламени не приведет к возгоранию лежащих рядом предметов.
– Ну и закончим беседу лирикой, гласом вопиющего автовладельца… Вот, скажем, на моей прежней машине извлечение ключа зажигания автоматически гасило габариты, а на нынешней они могут остаться горящими – начинает только работать предупреждающий о забытом свете зуммер. Но его звук можно второпях не услышать или по дурости проигнорировать; результат – полностью севшая батарея наутро… При этом, что характерно, штатная магнитола работает также без ключа зажигания, но имеет встроенный таймер – через час выключается… Таки задам риторический вопрос: почему у автопроизводителей столь различная логика в подходе к алгоритму включения электропотребителей в машине? Почему в такой элементарной «защите от дурака» нет единства мнений?!
– Единство может быть только в пунктах требований к регламенту безопасности автотранспортных средств, который все производители соблюдают.
По поводу электропотребителей, работающих даже без ключа зажигания, там говорится только об аварийной световой сигнализации.
Если вы заглохли на дороге ночью, то пусть аккумулятор полностью умрет, но «аварийка» должна моргать до последнего! Все остальное – на усмотрение инженеров и их понимания логики.
Работа габаритов без ключа – видимо, автопроизводитель считает, что вы должны иметь возможность эффективнее обозначить стоящую машину на темной дороге, и позволяет включить не только мигающий свет, но и постоянный.
Логика тут у всех разная – мне приходилось иметь дело с Мерседесом, у которого владелец долго слушал музыку, а наутро не смог завестись. У меня были опасения, что полностью разряженный аккумулятор не удастся зарядить обычным маломощным зарядником, поскольку многие из них просто не заряжают батареи, севшие «в ноль».
Однако когда мы померили напряжение на батарее, оно оказалось равным 10 вольтам, зарядник начал без проблем заряжать её, и через пару часов машина завелась. Как оказалось, встроенная блокировка машины отключила аккумулятор при напряжении 10 вольт – сберегла батарею, но не позволила завести в итоге.
Хотя возникает вопрос: почему эта электроника не настроена так, чтобы и потребители забытые отключить, и возможность запуска сохранить?