Гелевые аккумуляторы появились на рынке гораздо позже своих старших кислотных братьев. В основном гелевые аккумуляторы встречаются в скутерах, мото и квадроциклах.
А так же используются в бесперебойных устройствах компьюторной техники, газовых котлов, в паре с солнечной батареей.
Основной особенностью является то, что внутри у них, не жидкая кислота, а гель, что позволяет использовать их даже «вверх ногами».
Из преимуществ гелевых аккумуляторов стоит выделить:
- высокая токоотдача, даже при минимальном заряде, порядка 20% — 30% от номинального.
- до 1000 циклов перезаряда.
- минимальный ток саморазряда (не более 20% в год)
- возможность хранить полностью разряженными даже при минусовой температуре.
Из недостатков:
- гораздо большая цена в сравнении с кислотными аккумуляторами при одинаковых параметрах.
- !!!Не любит перезаряда!!!
Заряжают ли гелевые аккумуляторы?
Такой вопрос довольно часто задают авто любители и водители мото техники. Гелевый аккумулятор, как и любой аккумулятор, в отличии от батареек, можно и нужно периодически подзаряжать, если АКБ продолжительное время не используется. А, как известно любая аккумулирующая батарея имеет саморазряд, т.е. сама разряжается за определённое время. У разных аккумуляторов разный процент саморазряда. Единственное, следует использовать специальное зарядное устройство для гелевых аккумуляторов.
Но заряжают гелевые аккумуляторы, в отличии от кислотных, специальным зарядным устройством с регулировкой зарядного тока.
Каким током заряжать гелевый аккумулятор
Сколько заряжать гелевый аккумулятор
Заряжать гелевый аккумулятор желательно 1 — 2 раза в год. Главное, процесс зарядки довести до конца. Ранее отключение от зарядки чревато потерей емкости аккумулятора, восстановить которую в последствии будет проблематично.
Данное явление называется «Эффект памяти». Если говорить о времени, то следует емкость разделить на ток заряда. Полученное число и будет приблизительным количеством часов для зарядки.
Например гелевый аккумулятор для скутера, емкостью 7 Ач, и током зарядки в 0,7 А, следует заряжать 10 часов.
Специальное зарядное устройство, в данном случае само определит время зарядки и просигнализирует о завершении зарядки.
Зарядное устройство для гелиевых аккумуляторов
У китайцев, например на том же Aliexpress, можно заказать специальные зарядки для гелиевых аккумуляторов с различными функциями и на различный кошелёк.
Зарядка для гелиевых аккумуляторов BEONE BE-BC175 выходное напряжение 12V, Ток зарядки регулируется от 6 до 36 Ампер, Входное напряжение 180 — 240 вольт, частотой 47 — 63 Гц, рабочая температура от -40 до +105 ºС. Цена $70.
- Зарядное эконом класса для гелиевых аккумуляторов KW KW-BC021. Входное напряжение: 90 ~ 270 В, 50 Гц, Ток заряда неизменный 2A. Рекомендуется для аккумуляторов , напряжением 12V, емкостью от 4 до 20 Ah. Цена $10. Требуется переходник на Евро розетку.
- Зарядное устройство KW-C032 для аккумуляторов емкостью от 28 до 63 Ah. Входное напряжение 90 ~ 270 В, 45 ~ 65 Гц. Выходное напряжение 13.8V. Защита от перегрузки и короткого замыкания. Евро розетка. Цена $15.
Как восстановить гелевый аккумулятор
Изначально гелевый аккумулятор является НЕ обслуживаемым. Так как электролита в нем нет, да и условия хранения для него пригодны более жёсткие чем для кислотного АКБ. Тем более, как утверждают производители, срок использования более 10-ти лет. Но периодическая дозарядка 1-2 раза в сезон специальным зарядным устройством для гелевых аккумуляторов совсем не помешает.
Стоит указать, что гелевые аккумуляторы, почти не выделяют гремучих газов в процессе работы и зарядки. Газы рекомбинируются в гель. Но если по каким то причинам аккумулятор вздулся, его следует утилизировать, или проще говоря выбросить.
Как заряжать гелевый аккумулятор
Независимо от вида аккумулятора, все они требуют периодической зарядки. Гелевые — не исключение. Можно ли заряжать обычным зарядным устройством этот тип батарей? Гелевый электролит требует особых способов зарядки аккумулятора автомобиля, скутера, лодки. Соблюдение условий восстановления заряда позволит продлить срок службы источника энергии.
Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством
Вопрос о том, как зарядить обычным зарядным устройством гелевый аккумулятор, задают часто. Но технология зарядки батареи с жидким электролитом и гелем отличаются. Заряжают ли от обычного ЗУ гелевые аккумуляторы? Высокий зарядный ток расплавит гель, который уже не восстановится. Есть и другие проблемы:
- Если батарея почти заряжена, гель не расплавится, но и зарядка идти не будет.
- Ток зарядки разрушит структуру геля, даже при использовании дополнительной настройки.
- Невозможно выполнить условия этапной зарядки со сменой параметров тока и напряжения.
- Нагревание батареи приведет к разложению электролита, поэтому нельзя держать аппарат под зарядкой избыточное время.
Все объясняется проще. Подключение к обычному зарядному устройству приведет к неизбежному разогреву. Если корпус удалось быстро охладить, в нем уже образовалась жидкость. Постепенно она растворит оставшийся гель. Признак разрушения – нагрев корпуса во время работы.
Так как купить «умное» ЗУ не всегда удается, разработан способ, как заряжать гелевый аккумулятор от обычных зарядных устройств. Для этого потребуется посредник – другая батарея, даже старая, отработанная. Она будет работать трансформатором энергии, снижая параметры зарядного тока.
Нужно обе батареи подсоединить параллельно, ЗУ подсоединить к батарее-трансформатору. На гелевый аккумулятор воздействие будет более мягким. Убедившись, что зарядка идет, нужно определить степень нагрева корпуса гелевой АКБ.
Если нет нагрева, 2 часа можно восстанавливать емкость. После замерить параметры, в зависимости от показаний, продолжать зарядку еще час или два.
Можно ли заряжать батарею, если она начала нагреваться сразу? Нет, ее нужно утилизировать.
Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор
Как заряжать батарею правильно? Технология зарядки гелевого аккумулятора состоит из нескольких ступеней. При этом используют специальное зарядное устройство.
Каким напряжением можно заряжать гелевый аккумулятор? В паспорте батареи записано пороговое напряжение. На большинстве приборов это 14,4-14,5 В. Но необходимо знать допустимый максимум для своего изделия.
Превышение показателя приведет к разрушению геля.
Как выбрать зарядное устройство для автомобильного гелевого аккумулятора, как вести зарядку?
Уже знаем, что неприемлемо даже кратковременное превышение зарядного напряжения выше порогового, указанного в паспорте. Сила тока должна быть около 10 % от емкости гелевого аккумулятора.
Каким током заряжать при показателе 60 А/ч? Десятая часть составит 6 ампер. Быстрая зарядка возможна с применение 30% тока от емкости.
Для сохранения заряда в гелевом аккумуляторе существует режим Standby USE параметры напряжения 13,5 -13,8.
Основные требования к зарядному устройству – возможность регулировать и поддерживать параметры тока и напряжения. Должна быть функция температурной компенсации, без нее возможен перезаряд, что недопустимо. Хорошо, если термометр выносной. Автоматический режим зарядки и своевременное отключение потребителя тока сделают процесс надежным.
Как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, изложено в пошаговой инструкции:
- Применяются необслуживаемые гелевые аккумуляторы и снабженные пробками. Перед зарядкой пробки нужно выкрутить.
- На зарядном устройстве выставить напряжение cycle use, ток нулевой.
- Подключить устройство, соблюдая полярность.
- Установить ток зарядки, следить за напряжением. Оно будет расти, важно чтобы показатель оставался в рамках дозволенного.
Сколько заряжать гелевый аккумулятор зависит от подаваемого тока. При 10 % от емкости зарядка происходит за 12-14 часов. Но снизив показатель вдвое, увеличим время до 24 часов, зато продлим срок годности прибора. Если нужно зарядить быстро, увеличиваем силу тока.
Зарядку следует проводить по стадиям. Вначале устанавливают постоянный током, с увеличением напряжения до нормы. На второй стадии сохраняется постоянное напряжение, а ток постепенно уменьшается, пока показатель емкости достигнет максимума.
Как заряжать гелевые аккумуляторы 12 вольт
Гелевые аккумуляторы 12 вольт могут быть автомобильными (стартерными) или тяговыми. Чем и как правильно заряжать те и другие, в чем отличие, разберемся.
Для стартерного аккумулятора характерен режим работы, когда в короткое время на пуск мотора отдается до 2-3С20 тока. Восстанавливается заряд в период движения, когда генератор вырабатывает энергию.
Но зарядится ли гелиевый аккумулятор на автомобиле полностью? Бортовая электроника не позволяет восстановить емкость на 100%. Поэтому периодическая подзарядка до номинала нужна.
Если вы пользуетесь универсальной автомобильной зарядкой iMAX B6 или другим подобным ЗУ, зарядить гелевый аккумулятор не составит труда.
Выставив нужные параметры — номинальное напряжение, количество банок, ток зарядки на «умном « зарядном устройстве, нужно указать тип аккумулятора. О том как правильно зарядить гелевый аккумулятор автомобиля позаботится универсальный зарядник с микропроцессором.
Как зарядить тяговый аккумулятор 12 в с гелевым электролитом? Здесь несколько изменен алгоритм. В фазе насыщения ток заряда восстанавливает емкость аккумулятора. Но так как емкость большая, используется ток 0,1-1,0 С20. С20 – цифровое значение емкости, измеряемой в А/ч. При достижении на клеммах номинального напряжения 13,8-14,4 В, заряд составляет около 80 %.
Наступает этап абсорбции. В массивные свинцовые пластины проходят активные ионы, как в кладовую. За счет диффузии заряд скапливается, ток поглощается все меньше, до 0,02С20. Во время абсорбции ток не зависит от зарядного устройства, только от емкости пластин. Именно этот процесс позволяет использовать энергию равномерно и долго при разрядке.
Показатель, характеризующий работу тягового аккумулятора – эффективность зарядки. Это обозначает, какой процент от полученной энергии используется эффективно. Гелевые аккумуляторы имеют показатель эффективности 90 %.
Как заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла
Особенности источников энергии для мотоцикла, скутера, снегохода в их малой емкости. Поэтому даже универсальное автомобильное устройство не поддерживает малые токи. Как можно зарядить гелевый аккумулятор малой емкости? Необходимо подобрать «интеллектуальное» зарядное. Пример доступного по цене ЗУ – Benton BX.
Как часто нужно заряжать гелевый аккумулятор для снегохода или для скутера? Все аккумуляторы, установленные на экстремальной технике, контролируются тестером. Напряжение замеряется на клеммах.
Показатель выше 12,7 В хороший, ниже – гелевый аккумулятор мотоцикла, снегохода или другой техники требует подзарядки от сети.
Для гарантии безотказной работы аккумулятора сетевая короткая подзарядка рекомендуется раз в два месяца.
Независимо, в автомобиле, скутере, или лодке, установлен гелевый аккумулятор. Правильная зарядка после длительного простоя или глубокой разрядки должна быть не меньше 12-14 часов. Используется ток 0,1 С20 или чуть больше. Нельзя отключать питание, если батарея заряжена не полностью. Процесс должен быть под контролем. Нельзя допускать нагрева корпуса аккумулятора.
Видео
О том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор, посмотрите видео
Как зарядить гелевый аккумулятор? 2 способа, полезные советы
Сегодня АКБ на базе гелевого электролита нельзя назвать переворотом в данной индустрии, революцией в сфере автомобилестроения или новшеством. Скорее это шаг на пути к усовершенствованию рассматриваемого оборудования с целью увеличить время выдержки заряда, повысить технические параметры и эксплуатационный срок.
Принцип действия гелевого аккумулятора не изменился, поскольку кислотный наполнитель и свинцовые электроды никуда не пропали, однако приходится более серьёзно задумываться над тем, как зарядить гелевый аккумулятор, поскольку традиционное использование обычного ЗУ только испортит агрегат. О каких принципах зарядки нужно помнить, и каким методам стоит отдать предпочтение?
Сравнение гелевого аккумулятора с кислотным: преимущества и недостатки
Гелевые аккумуляторы отличаются от кислотных преимущественно только наличием кремния в веществе внутри агрегата. Данный элемент позволят сделать текучий электролит желеобразным.
Данная особенность актуальна для скутеров, которые меняют положение во время движения, следовательно, возникает необходимость обеспечить более стабильную работу батареи, чтобы соединение гелевой структуры не отлипало от пластин.
Постоянная тряска таких транспортных средств также является тому причиной.
Исследования показали, что наклоны и вибрации способствуют потере четверти заряда в случае с полностью заряженным гелевым аккумулятором, если сравнить с обычной ездой.
Среди преимуществ стоит выделить следующие:
- токсичные пары отсутствуют при осторожной и правильной эксплуатации;
- даже повреждение корпуса не вызовет необходимость вытирать гелевую субстанцию, к тому же, аккумулятор продолжит работу;
- отсутствует необходимость в обслуживании;
- даже почти разряженный аккумулятор демонстрирует хорошие показатели пускового тока;
- допустимо оставлять АКБ на морозе.
Наряду с положительными аспектами, если и отрицательные стороны.
- Более высокая стоимость гелевых АКБ, однако увеличенный эксплуатационный срок с лихвой окупает эту издержку.
- Обязателен контроль значений силы тока и напряжения во время зарядки. Проблема заключается в том, что эти показатели определить не всегда просто, даже если мотоцикл мощный.
Принцип безопасной зарядки
Чтобы знать, как правильно заряжать гелевый аккумулятор, стоит проследить за особенностями его работы. Степень заряженности стоит всегда контролировать с помощью мультиметра. Достаточно просто выключить транспортное устройство и подсоединить мультиметр к клеммам.
Необходимо отслеживать так называемый порог напряжения во время подзарядки, данный показатель должен находиться в диапазоне 14,2 — 14,5 вольт. Среднее напряжение соответствует примерно 14 вольт, однако оно постоянно колеблется и никогда не остаётся стабильным.
Чем меньше заряда в АКБ, тем выше будут показатели тока, которые в течение подзарядки будут плавно снижаться. С данной особенностью также связан один феномен: расходуется намного больше энергии именно при разряженной батарее, несмотря на то, что количество вольт напряжения не меняется.
Если порог напряжения превысить, желеобразный гель вскипит и превратится в пар. Поскольку гелевые АКБ не рассчитаны на дозаправку, пополнить запасы испарившегося геля не удастся, к тому же такое явление может сопровождаться взрывом. Также гель может отойти от пластинок, и восстановление будет невозможным.
Как заряжать гелевую АКБ обычной зарядкой
Эффективная и безопасная зарядка гелевых аккумуляторов своими руками возможна даже в домашних условиях. Основное требование – обеспечить поступление постоянного тока.
Грамотная эксплуатация требует отказа от использования при низком заряде и контроля полностью заряженной АКБ. Также не стоит оставлять гелевые АКБ в разряженном состоянии надолго, поскольку они обладают памятью и ёмкость со временем может снижаться.
Итак, почему обычные зарядки не подходят и как их использовать, чтобы они не навредили аккумулятору?
Почему обычная зарядка не подойдёт
Ответ на вопрос о том, можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством, можно назвать неоднозначным.
С одной стороны, подключение обычной зарядки напрямую к такой АКБ выведет её из строя без возможности восстановления. Суть в том, что гель расплавляется на батарею при подаче конкретного уровня силы тока.
Расплавленный гель уже не вернёт себе первоначальное состояние, а продолжит плавить оставшееся вещество.
Проблемы также будут следующими:
- аккумулятор не берёт заряд, если батарея заряжена почти до конца, хотя и гель не будет плавиться;
- классические зарядные устройства рассчитаны на эксплуатацию со свинцовыми батареями, а для геля подобные силы тока губительны;
- гелевые батареи очень сложно заставить принять заряд, даже при наличии настраиваемого пускового устройства;
- запрет на нагрев требует незамедлительного отключения питания при полной зарядке;
- отечественный информационный рынок не располагает достаточным количеством сведений об использовании гелевых АКБ (в США они наиболее распространены);
- специфика зарядки отличается от кислотных аккумуляторов;
- если во время зарядки всё-таки начал греться аккумулятор, элемент питания с высокой долей вероятности придётся менять.
С другой стороны, применение правильной технологии позволяет зарядить гелевую АКБ и с помощью обычного ЗУ для кислотного аккумулятора.
Правильное использование обычной зарядки
Чтобы узнать, как зарядить гелевый аккумулятор обычным ЗУ, необходимо дополнительно подготовить вторую батарею, она может быть старой, отработанной или новой, гелевой или свинцовой. Также понадобится непосредственно разрядившаяся гелевая АКБ и зарядное устройство. Принцип безопасной зарядки в данном случае основан на правильном подключении приборов в необходимом порядке.
Поэтапная процедура выглядит следующим образом.
- Подключите второй дополнительный аккумулятор к зарядному устройству.
- Подсоедините клеммы аккумулятора посредника к гелевой батарее (минус к минусу, а плюс к плюсу).
- Подождите пару минут и проследите, получают ли аккумуляторы заряд.
- Прощупайте корпус гелевой АКБ — он будет горячим, если аккумулятор вышел из строя. Если же корпус просто тёплый, ожидайте пару часов, пока агрегат будет заряжаться.
- Снова проверьте температуру корпуса, также воспользуйтесь амперметром для дополнительной перестраховки.
- При необходимости продолжайте заряжать АКБ ещё час-два и далее отключите систему от сети. На завершающем этапе снимите клеммы.
Дополнительный старый аккумулятор выполняет в данном случае роль трансформатора, который всю нагрузку принимает на себя. Гелевая же батарея принимает мягкую зарядку, которая является результатом работы электролита в старой АКБ.
Впервые данный эксперимент был проведён одним из самых крупных производителей гелевых аккумуляторных батарей, что вызвало среди владельцев авто настоящий восторг.
Для многих стало доступным восстановление аккумуляторов, которые много лет пылились в гараже.
Гель не портится после длительного хранения благодаря его долговечности, поэтому даже старый гелевый аккумулятор можно будет легко восстановить.
Использование специальных ЗУ для гелевых аккумуляторов
Также зарядка гелевого аккумулятора возможна посредством использования специального зарядного устройства. В России они пока ещё не лицензированы и в продаже их часто не встретить, однако при желании найти можно.
Подобные специальные ЗУ обладают рядом отличительных особенностей, а принцип работы представлен следующими стадиями зарядки.
- Включите АКБ и замерьте силу тока для определения оптимального режима работы.
- Начните заряжать батарею на показателях, которые определились в автоматическом порядке.
- Отключите заряд через некоторое время, чтобы устройство не нагрелось.
- Подождите, пока батарея остынет, и включите заряд снова, но уже на другой силе тока.
- Не забывайте замерять силу тока в промежутках, когда аккумулятор остывает. Если не менять силу тока, зарядка отключается в автоматическом режиме и дальнейшие циклы не продолжаются.
- Как только измеряемая сила тока будет соответствовать необходимым параметрам, устройство прекратит заряд автоматически.
Обратите внимание на последний шаг, поскольку в большинстве случаев ЗУ продолжают работать, пока пользователь сам их не отключит. В данном же случае зарядные устройства обладают специальными настройками, которые предотвращают расплавление геля при перегреве батареи. Возможно восстановление даже максимально разряженной гелевой батареи.
Требования к специальным зарядным устройствам
Так как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля необходимо с учётом тонких особенностей, предназначенные для этого зарядные устройства должны отвечать следующим требованиям.
- Наличие возможности регулировать ток заряда.
- Опция температурной компенсации с учетом нагрева АКБ. Условия зарядки должны меняться и подстраиваться под температуру самой батареи и температуру в помещении.
- Процесс зарядки должен быть стадийным, желательно осуществлять заряд в три этапа. На первом этапе напряжение увеличивается, на втором напряжение остаётся постоянным, а сила тока уменьшается. На завершающем этапе заряд необходимо поддерживать на минимальных значениях тока и напряжения. Необходимость последнего этапа наблюдается только в том случае, если батарею необходимо поставить на хранение, а эксплуатироваться она не будет.
- Широкий диапазон рабочих температур, оптимальный коридор от +5 до +40 градусов по Цельсию. Расширенный температурный диапазон будет уместен, если заряжать батарею придётся в разных температурных условиях в различное время года.
Сколько заряжать гелевый АКБ
Не стоит заряжать гелевые АКБ чаще пары раз в год. Всегда доводите зарядку до полного завершения, в противном случае ёмкость прибора снизиться при дальнейшей эксплуатации, а восстановить данный параметр до первоначальных значений будет крайне сложно. Проведите расчёты, чтобы определить, как долго следует заряжать АКБ до полного восстановления энергии.
Для этого необходимо ёмкость заряжаемой батареи разделить на ток заряда. Например, при ёмкости в 6,5 Ач и силе тока в 0,65 А, длительность зарядки будет соответствовать примерно 10 часам. Если вы отдали предпочтение специальному зарядному устройству для гелевой батареи, сможете услышать соответствующий сигнал, как только пройдёт 10 часов.
Помните о необходимости строго соблюдать рекомендации производителя гелевых аккумуляторных батарей и относитесь максимально ответственно к выбору подходящего зарядного устройства и метода зарядки в целом. Допущенная при зарядке гелевой АКБ ошибка не предполагает шансов на её исправление, поэтому лишняя осторожность не помешает.
Пожалуйста, оцените этот материал!
(25
Зарядка гелевого аккумулятора для мотоцикла
Гелевые аккумуляторы используются для квадроциклов, скутеров, мопедов и мотоциклов. Вопрос о подзарядке аккумулятора становится актуальным в периоды частой эксплуатации транспортного средства. Чем нужно руководствоваться и пользоваться для зарядки гелевого аккумулятора, чтобы устройство не пришло в негодность?
Кратко о гелевых аккумуляторах
Гелевые аккумуляторы используются преимущественно в мототехенике. Это усовершенствованный аналог кислотных батарей, в котором заточен гелеобразный электролит. Такая модификация позволяет устанавливать аккумулятор в любом положении без протечек.
На данный момент существует 2 вида гелевых аккумуляторов:
- Технология «GEL». Это прототип кислотного устройства, отличающийся от него лишь тем, что его наполняет не жидкостный электролит, а гелеобразный.
- Технология «AGM». Такой тип батареи имеет много общего с кислотной, однако в его строении используются «умные» сепараторы. Это значит, что гелевый электролит не растекается, а его отработанные газы впитываются этим же гелем и повторно участвуют в выработке энергии.
Работает гелевая батарея по такому принципу: двуокись кремния с используемыми электродами образуют ход реакции геля-электролита. В конце стабилизируется напряжение на клеммах батареи в размере 12 Вольт.
Достоинства гелевого аккумулятора:
- Зарядка осуществляется в разы быстрее.
- Срок службы составляет до 10 лет.
- Безопасность конструкции, возможная благодаря прочным сепараторам и пластинам, препятствующим выделению в окружающую среду образующихся газов.
- Высокие ресурсные показатели. Батарее под силу выдерживать 500-1000 циклов зарядки и разрядки.
- Абсолютная герметизация устройства, гель не вытекает при любом положении батареи.
- Устройство обладает завидной устойчивостью к полному разряду. Если оно долгое время находится в бездействии (им не пользуются), то способно к невысокой саморазрядке – всего 15-20% в год.
Недостатков у гелевой батареи не так много, но они имеются:
- Стоимость такого устройства для мотоциклов стоит от 5000 рублей.
- К низким температурам гелевый аккумулятор неустойчив. Так, отметка в 30 градусов по Цельсию для «гелевиков» уже критична.
Гелевые аккумуляторы – самые популярные и надежные на отечественном рынке мототехники и комплектующих к ним, поэтому не стоит жалеть отдать за них немалую (в сравнении с кислотными аналогами) сумму.
Нужно ли заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла?
Гелевый аккумулятор не нужно заряжать после его покупки в магазине. А вот если он длительно время пролежал без дела, эта процедура просто необходима, поскольку его номинальная емкость уменьшилась на 15-20%.
Случается и так, что после продолжительной «лежки» устройство становится совершенно непригодным к дальнейшему использованию, и его просто выкидывают. Существует и возможность реабилитации устройства.
Для этого проводят тест: подсоединяют аккумулятор к вольтметру и смотрят показания. Если цифры не меньше 9 В, значит, гелевый аккумулятор будет работать – стоит лишь его восстановить.
Правила зарядки гелевого аккумулятора
То, как нужно правильно эксплуатировать гелевый аккумулятор и заряжать его, четко прописано в инструкции от производителя. Разобравшись с этим и имея опыт работы с кислотными батареями, можно проследить аналогичность процесса зарядки между этими двумя видами.
Чтобы правильно зарядить гелевую батарею, необходимо иметь правильное зарядное устройство. Для последних выдвигается одно необходимое требование – возможность регулировки напряжения, чтобы не допустить перезарядки.
Сейчас можно приобрести специальные зарядные устройства для гелевых аккумуляторов, которые пока что продают неофициально, поскольку они не лицензированы. Такие аппараты несколько отличаются от обычных, а заряжать ими аккумулятор достаточно просто:
- Сначала включают устройство и замеряют силы тока, которые производит аккумулятор, для выбора допустимых для такого типа батареи режимов работы.
- Проводить зарядку нужно на необходимых показателях силы тока, которые определяются автоматически.
- Спустя время автоматически происходит отключение, чтобы аккумулятор не перегревался.
- Несколько минут аккумулятор остывает, а затем снова включается зарядка уже на другой силе тока.
- В перерывах между выключением и включением зарядного устройства проводится измерение силы тока от батареи.
- Если сила тока остается прежней, то зарядка самостоятельно окончательно выключается.
Последней способностью может похвастаться далеко не каждое зарядное устройство. Большинство из них работает до тех пор, пока их не отключат от сети. Но перезаряжать гелевые аккумуляторы (т.е. заряжать с переизбытком) нельзя, иначе гель начинает плавиться.
Заряжать гелевый аккумулятор можно и обычным зарядным устройством. Для этого понадобится разрядившийся гелевый аккумулятор, новая батарея (в качестве посредника) и само зарядное устройство.
Выполняется процедура зарядки следующим образом:
- Зарядное устройство подсоединяют к батарее-посреднику.
- Поле этого соединяют клемы от заряжаемой батареи к гелевому аккумуляторы. Плюсы должны совпадать с минусами.
- После этого необходимо пару минут проконтролировать процесс зарядки: посмотреть, идет ли передача энергии от зарядного устройства к гелевой батарее.
- Проводят еще один тест. На ощупь определяют пригодность «гелевика» к дальнейшей работе: если корпус горячий, значит, батарея вышла из строя; если же корпус теплый, то оставляют аккумулятор на дальнейшую зарядку часа на два.
- Спустя 2 часа повторно определяют температуру аккумулятора, используя дополнительно амперметр.
- Можно еще на час-два оставить заряжаться устройство, а в конце все составляющие отключают от питания и отсоединяют клемы.
Требования к зарядному устройству:
- Возможность настраивать необходимую подачу электрического тока.
- Условия для зарядки необходимо подстраивать под температурные показатели самой батареи и окружающей среды (помещения).
- Весь процесс зарядки должен быть прерывным и состоять из 3 стадий: на 1 стадии увеличивают напряжение, на 2 стадии напряжение не меняется, на 3 стадии уменьшается сила тока. Главное – не забывать следить, чтобы на заключительной стадии ток не повышался.
- Разброс рабочих температур должен быть широким: от +5 до +40 градусов по Цельсию. Большой температурный интервал будет уместен в том случае, когда аккумулятор понадобится заряжать при резких перепадах температур в разные времена года.
Сколько заряжать гелевый аккумулятор?
Гелевые аккумуляторы не требуют частой подзарядки – всего 1-2 раз в год. При этом процесс необходимо довести до конца, без прерываний. В противном случае это грозит потерей емкости аккумулятора, которая подлежит восстановлению в редких случаях.
Если с периодичностью зарядки понятно, то сколько же заряжать аккумулятор по времени? Эта величина определяется по формуле: емкость аккумулятора делят на ток зарядки. Конечный результат и будет приблизительным показателем того, сколько нужно заряжать аккумулятор.
Современные зарядные устройства устроены таким образом, что сами задают время на подзарядку и сигнализируют об окончании процесса.
Как продлить срок службы устройства?
Несмотря на то, что гелевые аккумуляторы отличаются надежным цельным запаяным корпусом, перед их эксплуатацией необходимо проверять наличие трещин и вздутий (особенно если батарея долгое время лежала без дела). Условия хранения неиспользуемого устройства просты: сухое помещение с температурой от -30 до +60 градусов.
На продолжительность работы гелевого аккумулятора влияет соблюдение правил при его зарядке. Излишние вольты на клеммах – это непозволительная роскошь для этих устройств, которая приводит их в негодность.
Чтобы продлить срок службы батареи с гелевым электролитом, необходимо применять ток в 5% от заявленной емкости аккумулятора (до 0,3 А), а время зарядки должно быть в 2 раза увеличено.
Если соблюдать все рекомендации по зарядке гелевого аккумулятора для мотоцикла, он прослужит столько, сколько заявлено производителем. При этом особое внимание следует уделять измерению силы тока, времени зарядки и беспрерывности процесса.
Как зарядить гелевый аккумулятор сохранив ему жизнь
Как зарядить гелевый аккумулятор и часто ли можно обычным зарядным устройством заряжать его, интересуются на различных автомобильных форумах водители, снабдившие свои машины таким типом источника питания.
Гелевые батареи, несмотря на сравнительно высокую цену, позволяют владельцам машин надолго забыть о проблемах с блоком питания, но требуют соблюдения нескольких правил в своей эксплуатации и подзарядке.
Поскольку эти правила не всегда известны даже сотрудникам сервисных центров, стоит рассмотреть их пристальнее.
Свойства и параметры гелевых батарей
На первый взгляд, гелевые батареи ничем не отличаются от традиционных свинцово-кислотных батарей. В них присутствует тот же электролит, электроды и ячейки. Но разница заключается в том, что электролит в них не жидкий, а похож на желе (или гель, кому как нравится), откуда и пошло название такой продукции.
На заводах, где выпускают такую продукцию, гель заливают в жидком состоянии. Вещество обволакивает свинцовые пластины, постепенно отвердевает и не дает им осыпаться. Данный вид аккумуляторов устойчив к глубоким разрядам.
Гелевые аккумуляторы принадлежат к категории необслуживаемых источников питания, электролит в них спрятан в герметизированном корпусе таким образом, что в него никак недолить дистиллированной воды и других веществ.
В сравнении с традиционными блоками питания, гелевые имеют ряд неоспоримых преимуществ. В силу того, что кислота в них пребывает в связанном состоянии, данные аккумуляторы не боятся минимальных повреждений и трещин корпуса, работают в любом положении (даже «вверх ногами») и не требуют дополнительного обслуживания. При пуске вырабатывают высокий ток, что особо ценится в холодную пору.
При соблюдении стандартного режима эксплуатации использование гелевых АКБ допускается даже в автомобильном салоне и в закрытом помещении, поскольку они практически не выделяют газа и токсических веществ.
Для такой батареи характерна большая продолжительность жизни, срок ее эксплуатации может составлять до 14 лет.
Но столько лет источник питания продержится только в идеальных условиях, которые обеспечить аккумулятору вряд ли получится.
На срок службы автомобильных аккумуляторов влияют влажность воздуха и температура, качество тока при подзарядке, которые уменьшают век службы устройства в среднем на три года.
К важным параметрам и особенностям гелевых аккумуляторов относится небольшой ток саморазряда. Полностью заряженный источник питания способен долгое время храниться без подзарядок, теряя свою мощность процентов на 15–20. Но это не значит, что зарядка гелевого аккумулятора не должна производиться вообще.
Отдельные производители таких устройств утверждают, что их изделия, не теряя емкости, переносят 600-700 циклов разрядки-зарядки. Продукция известных брендов выносит и до 1 тыс. таких циклов.
Минусом таких устройств является то, что они обладают высокой чувствительностью к напряжению во время зарядки, боятся коротких замыканий и плохо переносят минусовые температуры. Они в 3–4 раза дороже, чем обычные кислотные аккумуляторы.
Но самым большим недостатком данного типа батарей является «дотошность» их зарядки.
Выбрав неправильное зарядное приспособление, превысив напряжение во время подзарядки, не разобравшись, как заряжать аккумулятор, дорогостоящую батарею можно «убить» за несколько часов.
Как правильно заряжать гелевый аккумулятор
Для зарядки гелевых блоков питания требуется не первое попавшееся, а специальное зарядное устройство, предназначенное исключительно для этой категории батарей! Свою задачу такое устройство выполняет по определенному алгоритму и никогда не повредит блок питания автомобиля, позволяя правильно его зарядить. Обладая выносным температурным датчиком, такое зарядное устройство обеспечивает температурную компенсацию, поскольку электролит во время зарядки нагревается.
Зарядники, применяемые для восстановления обычных кислотных аккумуляторов, использовать нежелательно. Но если под рукой только такое, то применять его можно при условии, что прибор обеспечивает регулировку зарядного тока и постоянное напряжение в режиме ручной регулировки.
Перед тем как начать зарядку гелевых АКБ, необходимо выставить уровень напряжения несколько ниже показателя, критического для устройства. Данный показатель (именуется cycle use) указан производителем на корпусе блока питания (либо в его паспорте) и составляет 13,6–14,4 вольт. На отечественном рынке встречаются гелевые батареи с допустимым напряжением в 12 В.
Просмотрите интересное видео про зарядку гелевого акб.
Напряжение, превышающее 14,4В (для двадцативольтных гелевых аккумуляторов – выше 12В), разрушительно действует на гель в источнике питания и делает батарею непригодной к использованию. Дело в том, что при нормальном температурном режиме и необходимых показателях заряда желеобразное вещество пребывает в однообразном состоянии.
Но как только напряжение подскочит выше допустимого порога, переползет за отметку 15 В (12,1 В), гель начнет плавиться, словно масло, и чем дольше батарею перезаряжать, тем пагубнее для нее. Расплавленная гелевая масса обратно не затвердевает, из-за чего уменьшается емкость батареи.
Полностью расплавленный гель приводит к короткому замыканию и «смерти» батареи.
Установив нужные значения напряжения, необходимо правильно выставить показатели силы тока. Оптимальным считают цифру, составляющую 10% от задекларированной производителем емкости устройства.
К примеру, если емкость батареи составляет 60 Ач, то значение силы тока не должно превышать 6А (желательно выставить показатель в 5А). Поделив показатели емкости на силу тока, определяют время, необходимое для восстановления заряда.
В указанном выше примере оно составит 10 или 12 часов.
При наличии свободного времени подзаряжать батарею рекомендуются при силе тока в 5% от номинальной емкости. В указанном выше примере этот параметр составит 3А, а для подзарядки понадобятся почти сутки.
Увеличение времени восстановления заряда батареи способствует более качественной зарядке, а использование меньшей силы тока предохранит блок питания от нежеланных последствий.
Заряд аккумулятора током, превышающим рекомендуемые показатели, уменьшает время зарядки, но снижает срок службы батареи.
Перед тем как заряжать гелевый аккумулятор, необходимо убедиться в правильности последовательности подключения зарядного приспособления к батарее.
Первым делом к клеммам аккумулятора подсоединяют зажимы зарядника (строго соблюдая полярность!), и только после это включают прибор в сеть.
Во время зарядки необходимо периодически замерять показатели силы тока и напряжения и сверять их с нормативными требованиями.
Прерывать процесс зарядки категорически не рекомендуется, батарея должна полностью зарядиться. Характерными особенностями при зарядке гелевых аккумуляторов является их «эффект памяти».
Преждевременная остановка процесса приводит к тому, что батарея, единожды восстановившись только до 80%, в следующие разы не будет брать заряда больше этого показателя.
От такого недозаряда источник питания потеряет некоторую часть своей емкости, восстановить которую полностью больше никогда не удастся.У гелевых аккумуляторов зарядку необходимо производить один-два раза в год, проходя весь цикл заряда.
На практике использование гелевых батарей выгоднее, чем эксплуатация традиционных аккумуляторов, даже несмотря на высокую цену такой продукции. Стоит ли «заморачиваться» с такими устройствами или установить на своей машине обычный аккумулятор, каждый водитель решает сам исходя из своих финансовых возможностей.
Но практика показывает, что использование гелевых аккумуляторов более уместно на иномарках, где нет необходимости постоянно следить за реле-регулятором генератора (осуществляет контроль напряжения и не приводит к перезаряду АКБ).
В отечественных автомобилях такие реле часто ломаются, из-за чего гелевая батарея «умирает» буквально за день.