Как восстановить щелочной аккумулятор

Ниже будет представлен полный цикл восстановления свинцовых аккумуляторов, технологию применяют мастера ремонта автомобильных аккумуляторов.

Как мы знаем «гелиевые» или свинцовые аккумуляторы состоят из свинцовых пластинок (сеток) покрытых  свинцовым суриком. Такой аккумулятор был создан в середине 19-ого века и до сих пор активно используется в транспортных средствах и в маломощных устройствах с автономным питанием.

Внутри простейшего такого аккумулятора две свинцовые пластины, от их количества и площади зависит емкость аккумуляторной батареи.

Сегодня мы рассмотрим способ полного восстановления маломощных аккумуляторов из китайского светодиодного фонарика. Как известно одна банка свинцового аккумулятора дает 2 вольта, в рассматриваемом аккумуляторе таких банок две.

Они разделены пластмассовым ограждением и находятся в общем корпусе. Для начала разберем корпус и достанем пластины.

Внутри мы обнаружим 4 пластины (по две в каждой банке). По виду одна из пластинок банки красноватого цвета — это плюсовая пластина, именно она выходит из строя, и аккумулятор приходит в негодность. Минусовые пластины остаются новыми. Идея такова: разобрать два таких аккумулятора, вынуть минусовые пластины и из них собрать один новый аккумулятор. Сказано, сделано!

Как восстановить щелочной аккумулятор

Внутри аккумуляторов можно также обнаружить фильтровальную бумагу, они пропитаны раствором серной кислоты, в более мощных аккумуляторах бумага заменена пластинами, а в качестве электролита используется раствор серной кислоты.

Как восстановить щелочной аккумулятор

Часто, причиной вышедшего из строя аккумулятора именно бумага, процессе заряд-разряд бумага сохнет и аккумулятор теряет емкость.

Как восстановить щелочной аккумулятор

Для этого можно в аккумулятор добавить пару капель воды или серной кислоты, который можно достать из автомобильного аккумулятора. А если и это не спасает аккумулятор, то остается последний вариант, о котором мы сегодня говорим.

Как восстановить щелочной аккумулятор

С двух аккумуляторов мы можем снять 4 минусовые пластины, плюсовые нам уже не нужны, поэтому их выбрасываем, но! это токсичное вещество! поэтому помещайте в герметичный сосуд перед выбрасыванием в мусоропровод, если есть возможность, то сдавайте в специальные учреждения по приему токсичных веществ.

Как восстановить щелочной аккумулятор

Кончики минусовых банок очищаем, затем залуживаем и припаиваем на место плюсовых пластин.

Как восстановить щелочной аккумулятор

После этого ставим фильтровальную бумагу из того же аккумулятора. Бумагу желательно заранее пропитать 25% раствором серной кислоты. После окончания пластины помещаются в корпус. Затем проверяется полярность питания. Далее процесс зарядки

Как восстановить щелочной аккумулятор

Для этого нужен любой трансформатор на напряжение 12 вольт 1-3 ампер и выпрямительный диод на 5 ампер. Процесс зарядки занимает пару минут.

Как восстановить щелочной аккумулятор

Аккумулятор заряжают кратковременно, 5-10 секунд, затем делают перерыв на пару секунд и опять заряжают. Процесс нужно повторить 10-15 раз. После этого измеряем напряжение на аккумуляторе, оно должно быть порядка 3.8-4.5 вольт.

Далее желательно собрать простое зарядное устройство, которым можно будет зарядить аккумулятор. 

Как восстановить щелочной аккумулятор

Список радиоэлементов

Скачать список элементов (PDF)

Прикрепленные файлы:

АКА Опубликована: 2012 г. 0 Вознаградить Я собрал 0 0

x

  • Техническая грамотность
  • Актуальность материала
  • Изложение материала
  • Полезность устройства
  • Повторяемость устройства
  • Орфография

Восстановление аккумулятора

Вот Видео об испытаниях трёх старых аккумуляторов:

Прежде чем отправиться в магазин за новым аккумулятором, рекомендуем проверить Ваш старый на предмет исправности. Также необходимо проверить электрооборудование Вашего автомобиля, то есть зарядку, утечку тока и работу стартера.

Итак, чтобы оценить состояние аккумулятора, необходимы Цифровой мультиметр (Тестер) и Вилка нагрузочная.

Привожу слегка полезный текст из Интернета:

Время от времени необходимо проверять автомобильный аккумулятор, так как от него зависит работа автомобиля. Проверять аккумулятор можно разными методами и устройствами, одним из которых является мультиметр.

Это устройство — универсальный прибор, который всегда пригодится как в домашних условиях, так и в наборе любого автомобилиста. И для тех людей, которые её не знают, как проверить аккумулятор мультиметром, пригодится данная статья. Ниже я расскажу, как правильно проверить ёмкость и заряд автомобильного аккумулятора.

Как проверить заряд?

Современные производители автомобильных источников питания комплектуют свои изделия датчиком, который показывает количество заряда изменением цвета. Это, конечно же, удобно.

Но для того, чтобы убедиться соответствует ли зарядка аккумулятора действительности, можно применить старый, проверенный способ – диагностику мультиметром.

Как восстановить щелочной аккумулятор

Также он применяется, когда нужно проверить источник энергии без специального датчика. Проверка этим измерительным прибором заключается в определении напряжения на клеммах. Если табло устройства покажет в результате измерения 12.6 В, это говорит о том, что батарея заряжена полностью.

Когда на этом же табло будут другие показания, к примеру 12.2 В, это значит, что аккумулятор частично разряжен и его не мешало бы подзарядить. Если мультиметр покажет цифры меньше двенадцати, то он абсолютно разряжен и его срочным образом надо зарядить.

Необходимо помнить, что показания прибора ниже отметки одиннадцать очень критичны как для блока питания, так и для автомобиля.

Такие цифры говорят о том, что он уже необслуживаемый и эксплуатировать его нельзя. В противном случае Вы рискуете навредить автомобилю и сжечь зарядное устройство или генератор.

Этапы проверки автомобильного аккумулятора:

  • Отсоединяем источник питания от автомобиля (можно отключить только минусовый контакт);
  • Включите прибор и установите его в диапазоне от нуля до двадцати В;
  • Подсоедините щупы прибора к контактам батареи. Красный щуп измерительного устройства подключается к положительному выходу, а черный щуп к отрицательному выходу источника энергии автомобиля. Только при правильном подключении мультиметра можно увидеть правильный результат.
    Как восстановить щелочной аккумулятор

Основываясь на данных с экрана мультиметра, можно делать вывод о том, в каком положении находится заряд устройства.

MineAvto.ru — Всё про ремонт и обслуживание автомобиля — mineavto.ru/remont/elektrooborudovanie/proverka-akkumulyatora-multimetrom-1109.html#ixzz4ZnsH2ZoW

Текст неграмотный и местами откровенно глупый, но содержит полезную информацию. Честно говоря, я его опубликовал ради фотографии жёлтого мультиметра с большим экраном — хочу найти и купить (?) такой прибор, если позволит цена.

Цена вопроса — от 219-ти до 570-ти рублей: нужно в прикуриватель вставить USB-зарядку, имеющую цифровой вольтметр ( Коды продуктов 1066601 и 995001 на Banggood.com). Всегда полезно перед запуском стартера проверить напряжение в бортовой сети, чтобы вовремя предпринять меры — это особенно полезно зимой.

И не нужно поднимать капот: утопили в прикуриватель USB-зарядку, посмотрели вольтаж, завели двигатель, снова посмотрели вольтаж, прокатились, выключили двигатель, снова посмотрели вольтаж, намотали информацию на ус и сделали выводы…

Хорошо было бы, чтобы USB-зарядка показывала сотые доли Вольта, но китайцы ещё не додумались вставлять такие точные приборы в USB-зарядки, хотя отдельно такие приборы купить можно. Нужно будет купить точный прибор и подключить к USB-зарядке.

Привожу информацию про Восстановление аккумулятора ( mineavto.ru/remont/elektrooborudovanie/vosstanovlenie-akkumulyatora-1057.html ) :

Не каждый автолюбитель знает, как восстановить автомобильный аккумулятор. А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов. На сегодняшний день существуют четыре основных способа продления эксплуатации любого аккумулятора.

Аккумулятор отвечает за процесс беспрерывных поставок требуемого напряжения. Соответственно, они являются незаменимой составляющей работы определенных механизмов машины и ее и приборов. Всем известно, что ничто не вечно.

В итоге каждый автомобиль нуждается в регулярных техосмотрах с целью определить негодные детали. Как правило, любой аккумулятор (наиболее распространенные – кислотный щелочной и литиевый) можно отремонтировать.

Этот вариант лучше, чем сразу бежать в магазин за новым.

Что же касается кислотно-щелочных (их также называют свинцово-гелиевыми), то их структура представлена следующим образом – пара пластинок типа «плюс-минус» из свинца в серной кислоте. Именно они наиболее распространены в сфере автомобилестроения и в производстве карманных фонариков. Тем не менее, служит такой аккумулятор относительно недолго.

Как восстановить щелочной аккумулятор

Первый способом восстановление акб — использование неоднократной подзарядки при помощи тока небольшой силы. При этом зарядный процесс должен предусматривать временные отрезки между подзарядками. Таким образом, начиная от первой подзарядки и заканчивая последней, напряжение, находящееся в батарее, постепенно растет и как результат – она прекратит воспринимать сам заряд.

Паузы необходимы для того, чтобы потенциалы электродов, находящиеся в глубине массы самих пластин и на их поверхности, выровнялись, что делает восстановление более безопасным. Параллельно самый плотный электролит начинает течь непосредственно из пор самих пластин в пространство, расположенное между электродами.

Вместе с циклическим зарядом и вместе с ростом емкости батареи плотность самого электролита тоже повышается.

Необходимо дождаться того момента, когда напряжение секции будет равно двум с половиной вольтам, а показатель плотности достигнет нормального уровня. Только тогда автомобильный аккумулятор должен «отдохнуть».

Такой цикл следует повторять до восьми раз. Также сам ток заряда должен быть ровно в десять раз меньше самой емкости заряжаемой батареи.

Замена электролита

Непосредственное восстановление батареи можно провести и при помощи способа замены. Для этого нужно полностью слить электролит, а потом несколько раз тщательно промыть аккумулятор горячей водой. После этого потребуются три чайных ложки обыкновенной соды, которые нужно разбавить в ста миллилитрах воды.

Как восстановить щелочной аккумулятор

Полученную жидкость необходимо прокипятить, влить вместо электролита, а после двадцати минут – слить. Такое действие нужно повторить несколько раз, с последующим троекратным промыванием той же горячей водой.

Данный способ отлично подходит для батарей авто. Последний этап этого процесса оканчивается вливанием новенького электролита и суточной зарядкой. После этого аккумулятор заряжают по шесть часов десять дней подряд. Зарядное устройство должно иметь следующие характеристики – напряжение не больше шестнадцати вольт, но не меньше четырнадцати, а сила тока не больше десяти ампер.

Обратная зарядка

Восстановление при помощи обратной зарядки тоже возможно. Тем не менее, этот способ предусматривает наличие довольно мощного источника самого напряжения (тот же сварочный аппарат). Он должен обладать напряжением не менее двадцати вольт с силой тока не менее восьмидесяти ампер.

Раздобыв необходимое устройство, следующим шагом становится открытие пробок банок и их обратная зарядка. Чтобы провести такую зарядку, нужно прикрепить «плюс» зарядного прибора к «минусу» батареи, а к ее «плюсу» — «минус» зарядного прибора.

А это может продлить его жизнь на несколько лет и уберечь автовладельца от неожиданных финансовых расходов.

Как восстановить щелочной аккумулятор

Во время процесса зарядки АКБ будет кипеть, но ничего страшного. Сама зарядка должна длиться не меньше и не больше получаса, после чего старый электролит сливается, емкость промывается горячей водой и только тогда можно вливать новый электролит.

Следующим действием становится использование иного зарядного прибора с током до пятнадцати ампер. Им заряжают АКБ целые сутки.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

При помощи последнего, четвертого способа аккумулятор реально восстановить меньше чем через один час. Если он полностью разряженный, то его следует предварительно зарядить. После этого также полностью сливают электролит и промывают несколько раз водой.

Дальше необходимо влить в промытую емкость аккумулятора раствор трилона Б аммиачного типа, который включает в своем составе два процента этого же трилона и пять процентов самого аммиака. При его помощи проводится процесс так называемой десульфатации, который длится до одного часа.

Читайте также:  Oppo rx17 neo

 Во время данного процесса происходит характерное выделения газа и возникновение небольших брызг на поверхности влитого раствора.

Как восстановить щелочной аккумулятор

После всего вышеописанного необходимо промыть аккумулятор несколько раз простой дистиллированной водой с последующим влитием электролита приемлемой плотности. Потом проводится зарядка батареи и ее можно считать полностью отремонтированной. Подведя итоги можно сказать, что, в целом, восстановление автомобильного аккумулятора можно считать не очень сложным делом.

Я могу с уверенностью сказать, что прекращение выделение газа свидетельствует о завершении десульфатации. Если же сульфатация чересчур сильна, то необходимо повторить процесс обработки, чтобы восстановить АКБ полноценно.

Видео «Как восстановить ёмкость старого аккумулятора»

На записи показан способ зарядки свинцового аккумулятора в домашних условиях.

Текст, по моему мнению, слабенький, но основные особенности процессов описаны. У меня нет желания самостоятельно писать текст, поэтому привёл этот.

К изложенным рекомендациям нужно относиться осторожно: например, текст «Следующим действием становится использование иного зарядного прибора с током до пятнадцати ампер. Им заряжают АКБ целые сутки.» явно относится к весьма мощному аккумулятору грузового автомобиля, а мне будет достаточно и 5-ти Ампер.

Привожу координаты ( youtube.com/watch?v=qIQfvk5j7C8 ) и краткое описание более полезного способа:

1 212 755 просмотров

Неисправности щелочныз аккумуляторов — Ремонт аккумуляторов — Ремонт электрооборудования промышленных предприятий

Главная / Ремонт электрооборудования промышленных предприятий / Ремонт аккумуляторов / Неисправности щелочныз аккумуляторов

6 апреля 2011

Щелочные аккумуляторы повреждаются реже, чем кислотные. Возникшие в них неисправности зачастую устраняются после их промывки и смены электролита. Наиболее часто встречаются такие неисправности, как потеря емкости, вспучивание бака и чрезмерный нагрев электролита и зажимов, течь электролита.

Потеря емкости в аккумуляторе может быть следствием длительной работы на старом электролите или попадания в него вредных примесей. Чтобы восстановить емкость аккумулятора, сливают старый электролит, промывают два раза аккумулятор дистиллированной водой и тотчас же заливают его электролитом из раствора едкого натра плотностью 1,17 — 1,18.

После двухчасовой пропитки аккумулятору дают два усиленных заряда с разрядами в течение 8 ч током нормального восьмичасового режима, затем электролит заменяют свежим такого же состава и вновь повторяют указанные циклы. После этого емкость аккумулятора обычно восстанавливается. При попадании вредных примесей в электролит неисправность устраняют, промыв аккумулятор и залив его новым электролитом.

Вспучивание бака — явление крайне редкое, но может произойти, если неисправна вентиляционная пробка или аккумулятор преждевременно закрыт после заряда. Баки вспучиваются от скопления газов и настолько увеличиваются в объеме, что могут повредить соседние аккумуляторы.

Чтобы устранить эту неисправность, осторожно отвертывают пробку и выпускают газ из бака, а затем прочищают вентиляционное отверстие в пробке и вновь ввертывают ее в крышку. Стенки бака выправляют при помощи досок и тисков.

Из аккумулятора выливают электролит, а затем, обложив бак с двух сторон досками, вставляют его в тиски и медленно зажимают в них, пока вспучивание не устранится полностью.

Чрезмерные нагревы электролита и зажимов аккумулятора наблюдаются в случае ухудшения вентиляции или снижения уровня электролита. Эту неисправность устраняют, улучшая вентиляцию и доливая или меняя электролит. Повышенный нагрев электролита может являться также средством замыкания пластин, однако подобные случаи крайне редки.

Течь электролита может появиться в процессе работы аккумулятора в результате нарушения целости сварных швов. Такой аккумулятор ремонтируют. Дефект устраняют сваркой автогеном. Паять швом поврежденный участок шва нельзя.

Ремонт щелочных аккумуляторов, требующих вскрытия баков, целесообразно производить в специализированных мастерских.

«Ремонт электрооборудования промышленных предприятий»,В.Б.Атабеков

Заливка кислотных аккумуляторов Как восстановить щелочной аккумулятор

Раствор вливают в аккумулятор медленно, доводя его до требуемого уровня. Уровень электролита в аккумуляторе должен быть на 10 — 15 мм выше предохранительного щитка или верхних кромок сепараторов. Залитые аккумуляторы должны постоять 2 — 4 ч для того, чтобы электролит успел заполнить полностью все поры активной массы пластин и впитаться в деревянные сепараторы. После этого…

Меры безопасности при ремонте аккумуляторов Как восстановить щелочной аккумулятор

Категорически запрещается входить в аккумуляторное помещение с горящей папиросой, курить в нем, пользоваться нагревательными приборами или паяльными лампами.

Если необходимо выполнять работы, связанные с применением паяльных ламп или электродуговых паяльников, например пайку пластин, то такие работы выполняют только по истечении 2 ч после прекращения заряда или подзаряда батареи и тщательной вентиляции помещения. Вентилятор должен работать…

Как восстановить щелочной аккумулятор

При ремонте аккумуляторов надо остерегаться попадания электролита на кожу и в глаза. Работу с кислотой или щелочью необходимо выполнять в защитных очках, резиновых перчатках, резиновом фартуке и сапогах.

Окончив работу, надо принять душ и переодеться. В аккумуляторном помещении и мастерской, где ремонтируют аккумуляторы, нельзя держать пищевые продукты.

Кроме того, необходимо строго выполнять местные инструкции, наиболее…

Как восстановить щелочной аккумулятор

Кислотные аккумуляторы могут быть стационарными или переносными. Стационарный кислотный аккумулятор состоит из бака 1 и свинцовых пластин 2 и 5. Бак изготовлен из дерева и покрыт внутри листовым свинцом.

Большинство баков аккумуляторов, выпускаемых в настоящее время, изготовлены из стекла или пластмассы.

Пластина представляет собой литую решетку из сплава свинца с сурьмой, заполненную активной массой, состоящей…

Как восстановить щелочной аккумулятор

Щелочной аккумулятор состоит из бака 1, изготовленного из листовой стали толщиной 0,8 — 1 мм, и пластин 2, набранных в виде пакетов из тонких стальных лент, в которые запрессовано активное вещество. В положительных пластинах активным веществом служит гидрат окиси никеля, в который для снижения внутреннего сопротивления аккумулятора добавлено 18 — 20% графита. В отрицательных пластинах…

Какой щелочной аккумулятор можно восстановить, что делать с расплавившейся клеммой и как увеличить ёмкость

Статья затрагивает ряд теоретических и практических вопросов, связанных с эксплуатацией аккумуляторов различных типов.
Как восстановить щелочной аккумулятор

Реанимация марганцево-цинкового элемента

Строго говоря щелочной аккумулятор нельзя отнести к разряду аккумуляторов – это элемент питания, батарейка. Элемент питания не предназначен для циклов перезарядки в отличии от аккумулятора. Элементы питания состоят из анода, катода и электролита. В щелочной батарее эти составляющие имеют следующую конфигурацию:

  • Катод – диоксид марганца;
  • Анод – цинк в виде порошка;
  • Электролит – щелочной раствор.

Щелочные элементы как правило используются в следующих приборах:

  • Фонари;
  • Электронные игрушки;
  • Переносные электронные устройства;
  • Фотовспышки;
  • Радиоуправляемые модели;
  • Электронные часы.

Основной “конкурент” щелочных элементов – солевые батареи. Поэтому логично привести различие между ними:

  • В щелочных батареях не расходуется электролит, в отличии от солевых;
  • Практически отсутствует продукты реакции, выделяемые в виде газа, что дает возможность герметизировать батарею;
  • Цинк в состоянии порошка дает большую площадь реакции, чем используемый в солевых элементах “стакан”.

Из приведенных различий можно вывести положительные и отрицательные качества щелочных аккумуляторов:

Положительные качества:

  1. В процессе эксплуатации исходное напряжение падает незначительно;
  2. Стабильная работа при высоких токах;
  3. Качественная работа в холодное время года;
  4. Долгое время хранения;
  5. Ёмкость в несколько раз больше, чем у солевых батарей.

Отрицательные качества:

  1. Невозможность восстановления простыми способами;
  2. Большой вес;
  3. Дороговизна;

Несмотря на то, что щелочные элементы нельзя восстановить путём деформации или с помощью переменного тока (как это делается в случае с марганцево-цинковыми батареями), есть специально спроектированные батареи, которые позволяют сделать небольшое количество циклов восстановления. Эти батареи называются RAM (Rechargeable Alkaline Manganese) — Перезаряжаемые Щелочно-Марганцевые Элементы.

Как сформировать новый шпунт

Как восстановить щелочной аккумулятор
Опишем алгоритм восстановления расплавившейся клеммы свинцового аккумулятора. Для этого понадобятся следующие компоненты:

  1. Пассатижи;
  2. Нож;
  3. Пальчиковая батарейка;
  4. Фольга;
  5. Толстый медный провод;
  6. Свинец порубленный в маленькие кусочки.

Процедура восстановления:

  1. Ломаем пальчиковую батарейки и вытаскиваем из неё графитовый стержень;
  2. На клемму ставим штатный зажим, внутри него располагаем фольгу, чтобы получилась форма для расплавленного свинца;
  3. Прикручиваем к медному проводу графитовый стержень взятый из батарейки;
  4. Второй конец наматываем на целую клемму;
  5. Удерживая пассатижами графитовым стержнем начинаем плавить сгоревшую клемму постукивая её;
  6. Подкладывая куски свинца получаем расплавленный метал внутри зажима для клеммы;
  7. Перемешиваем графитовым стержнем металл и ждем остывания;
  8. Снимаем зажим с восстановленной клеммы, убираем фольгу, обрабатываем напильником.

Способы повышения мощности

Ёмкость аккумулятора со временем падает, это зависит от типа элемента и того, как он эксплуатировался.

Возьмем для примера автомобильный свинцовый аккумулятор и сделаем обзор трех способов восстановления ёмкости.

Многократная зарядка малым током

На аккумулятор прибором подается ток небольшой величины. Через 6-8 часов аккумулятор насыщается и перестает заряжаться. В этот момент ток отключают и ждут несколько часов. Потом цикл повторяется вновь. Всего делается 4-6 циклов.

Многократная зарядка высоким током

В аккумулятор доливается вода и подается напряжение через короткие промежутки времени. В одном эксперименте напряжение 14.8 вольта подавалось с периодом в 13 минут в течении суток.

Во время процедуры аккумулятор кипит с выделением газа, поэтому рекомендуется много воды не лить.
Как восстановить щелочной аккумулятор

Реанимация аммиачным раствором

Разряженный аккумулятор заряжают, затем сливают с него электролит и промывают водой. Заливают в него аммиачный раствор и держат в течении часа. В процессе восстановления аккумулятор начинает кипеть. После этой процедуры аккумулятор еще раз промывают, заливают электролит и заряжают. После этого он готов к использованию.

Специальная добавка к электролиту

Десульфатизирующая присадка добавляется в аккумулятор с целью повышения срока службы.  После добавления ёмкость восстанавливается, уменьшаются пусковые токи и внутреннее сопротивление. Саморазряд снижает свою интенсивность.

Правило для приготовления и внесения присадки зависят от производителя – читайте инструкцию на упаковке для точной информации.

Приведем пример применения одной из присадок:

  1. Подсоединить аккумулятор к зарядному прибору и подавать ток до начала кипения;
  2. Растворить присадку в 120 миллилитрах дистиллированной воды и разлить шприцем равномерно во все банки;
  3. Вновь запустить процесс зарядки до начала кипения.

Как восстановить щелочной аккумулятор

Зарядные устройства

Приборы для восстановления ёмкости аккумуляторов можно как купить, так и собрать самому. Вот некоторые модели доступные для покупки:

  • АИДА-10s;
  • Калибр;
  • Кедр-авто-5;
  • Днепр – 5;
  • BlueWeld;
  • FUBAG FORCE;
  • RedHotDot FIRESTART.

Для самостоятельной сборки используйте поиск в Яндексе – множество сайтов предлагают электрические схемы для воплощения этого прибора с помощью паяльника и прямых рук.

Испарение электролита

Плотность аккумулятора падает из-за испарения воды. Соответственно восстановление плотности заключается в добавлении дистиллированной воды до прежнего уровня.

Восстановление щёлочных аккумуляторов

   С вами мы уже ранее обсудили, как можно восстановить кислотные аккумуляторы, а сегодня мы рассмотрим один вариант восстановления на примере щелочных аккумуляторов. Недавно мне попался щелочный аккумулятор производства советского союза, напряжение 9 вольт, ток 200 миллиампер, по типу аналога кроны, только его можно заряжать.

Как восстановить щелочной аккумулятор

   Данный аккумулятор был произведен 30 лет тому назад и когда проверил мультиметром — напряжение было нулевым, хотя другого и не ждал.

Читайте также:  Солнечная батарея для дачи: комплект, выбор, монтаж

Открыл колпачок и там обнаружил батарейки типа д-0,55, такие часто применялись в автономной технике гражданского пользования во времена СССР.

Для восстановления заряда такого аккумулятора воспользовался старым дедовским методом, о котором мы сегодня поговорим.

Как восстановить щелочной аккумулятор

   Для начала аккумуляторные батарейки были сняты из корпуса и прочищены влажной салфеткой.

Легче, когда у щелочного аккумулятора есть колпачок для сливания щелочи, тогда можно слить её, промыть аккумулятор горячей водой, затем слить воду и залить аккумулятор 50% раствором серной кислоты, держать 5 минут (не более), потом слить кислоту, несколько раз промыть аккумулятор горячей водой, налить щелочь и зарядить. Но в моем случае все не так просто, поскольку батарейки герметичные. 

Как восстановить щелочной аккумулятор

   Итак, после очищения батарейки не разделил друг от друга, поместил в целофановый пакет и поставил в морозилку. В морозилке аккумуляторы должны пробыть 2 дня. Потом их нужно достать из морозилки и поставить в алюминиевый или жестяной сосуд с водой, далее воду надо поставить на слабый огонь (удобно использовать газовую плиту).

Ждем пока вода не будет кипеть. Кипятим аккумуляторы в течении 15 минут (не бойтесь — они не взорвутся). Теперь отключаем газовую плиту, но аккумуляторные батарейки не вынимаем, ждем 30 минут пока вода не остынет и только тогда вынимаем их и промываем холодной водой.

После промывания засушиваем воду салфеткой (старайтесь полностью высушить), после чего прогреваем аккумуляторы на печке. Для этой процедуры берем металлическую пластинку, ставим аккумуляторы на пластину и прогреваем ее на температуре 60-70 градусов. Греть аккумуляторы нужно приблизительно 5-10 минут.

Далее ждем пока аккумуляторы не остынут, помещаем их обратно туда, откуда достали и заряжаем. Зарядка не простая! 30 минут аккумуляторы заряжаем переменным током (смотрите схему). 

Как восстановить щелочной аккумулятор

   Переменной ток должен составлять 1/5 от общей емкости аккумулятора. Затем отключаем переменной источник напряжения и оставляем аккумуляторную батарею в покое на 2 часа. Спустя 2 часа берем обыкновенный стабилизированный источник постоянного напряжения и заряжаем нашу батарейку как положенно. Вот и все — регенерация старого аккумулятора завершена, автор — Артур Касьян (АКА).

   Форум по ремонту аккумуляторов

   Обсудить статью Восстановление щёлочных аккумуляторов

Способ ремонта щелочного аккумулятора

СПОСОБ РЕМОНТА ЩЕЛОЧНОГО АККУМУЛЯТОРА путем обработки сепараторов и положительных электродов водным раствором серной кислоты, промывки водой, нейтрализации в щелочном электролите и заряда, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности, плотность раствора серной кислоты выбирают равной 1,25 1,27 г/см3, обработку этим раствором сепараторов ведут в течение 3 ч, а положительных электродов в течение 20 30 с.

Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано при ремонте щелочных аккумуляторов.Известен способ ремонта щелочного аккумулятора путем проведения разряда, промывки дистиллированной водой, введения активирующих добавок, удаления кристаллических отложения и вредных примесей с последующим активированием электролизом в дистиллированной воде и проведением контрольно-тренировочных заряд-разрядных циклов в щелочном электролите.Этот способ сложен, малопроизводителен и не обеспечивает снижения самозаряда, газовыделения и восстановление емкости и ЭДС.Наиболее близким по технической сущности и достигаемым результатам к изобретению является способ ремонта щелочного аккумулятора путем обработки сепараторов и положительных электродов водным раствором серной кислоты, промывки водой, нейтрализации в щелочном электролите и заряда.Этот способ обеспечивает восстановление емкости только на 30-50% от номинальной, т.е. недостаточно эффективен.Целью изобретения является повышение эффективности.

Это достигается тем, что в способе ремонта щелочного аккумулятора путем обработки сепараторов и положительных электродов водным раствором серной кислоты, промывки водой, нейтрализации в щелочном электролите и заряда плотность раствора серной кислоты выбирают равной 1,25-1,27 г/см3, обработку этим раствором сепараторов ведут в течение 3 ч, а положительных электродов в течение 20-30 с.

Способ заключается в следующем.

Аккумулятор с пониженной емкостью или повышенным саморазрядом разряжают до нуля, сливают электролит, вскрывают верхнюю крышку, извлекают блоки положительных и отрицательных электродов с сепараторами.

Сепараторы обрабатывают водным раствором серной кислоты плотностью 1,25-1,27 г/см3 в течение 3 ч.

Это время необходимо, чтобы гидроксилы железа и магнетита перевести в сернокислое железо, частично растворить его в воде и смыть с поверхности сепараторов, восстановив тем самым диэлектрические свойства сепараторов и снизив в несколько раз величину саморазряда.

При продолжительности пропитки менее 3 ч на поверхности сепараторов сохраняется налет активной массы, в основном соединений железа. Дальнейшее увеличение времени обработки больше 3 ч на качество сепараторов никакого влияния не оказывает, т.е. не приводит к улучшению их диэлектрических свойств.

Положительные электроды обрабатывают водным раствором серной кислоты плотностью 1,25-1,27 г/см3 в течение 20-30 с.После обработки в растворе серной кислоты производят промывку сепараторов и положительных электродов в воде и нейтрализацию в щелочном электролите. Отрицательные электроды обрабатывают водой сразу же после разборки, затем обрабатывают в водном растворе щелочи.

После этого электроды собирают с сепараторами в блоки, устанавливают в корпус, заливают подщелочную воду, приваривают крышку, сливают подщелоченную воду, заливают электролит нормальной плотности 1,17-1,19 г/см3, производят заряд, контрольный разряд и окончательный заряд.П р и м е р.

Для испытания отобрано 46 аккумуляторов марки ТПЖН-550 (одна батарея), которые по своему состоянию не удовлетворяют техническим требованиям, в т.ч.27 аккумуляторов нулевых (имеющих повышенный саморазряд), 14 имеющих недостаточное напряжение (в пределах от 0,2 до 0,8 В) и 5 переполюсованных.Эти аккумуляторы разобраны отремонтированы, собраны и испытаны.

Снятые с положительных и отрицательных электродов сепараторы погружают в водный раствор серной кислоты плотностью 1,25-1,27 и выдерживают 3 ч. Затем промывают в струе воды с целью удаления с их поверхности сернокислого железа.Положительные электроды (полублоки) погружают в водный раствор серной кислоты плотностью 1,25 и выдерживают 25 с, затем незамедлительно промывают водой.

При этом сернокислое железо легко смывают с поверхности электродов (ламелей), а также частично из-под сеток ламелей, а затем погружают вместе с сепараторами в щелочный электролит.По внешнему виду положительные электроды до обработки имеют бархатную поверхность черного цвета (Fe OH, Fe OOH), а после обработки чистую глянцевую металлическую поверхность серебристого цвета, идентичную новым.

Отремонтированные аккумуляторы собраны, заряжены в течение 12 ч током десятичасового режима 150 А, имеют ЭДС 1,4-1,5 В, а при проверке на саморазряд по истечению 100 суток имеют ЭДС 1,38-1,4 В (обычно не выдерживают и 10 суток), имеют емкость (при первом разряде) 440 А и более 27 аккумуляторов, а при 330 440 А 6, 220-330 А-9, 160-220 А-4 аккумуляторов.

В период зарядки батареи температура (в конце цикла) составляет от +29 до 38оС (при температуре в помещении +12оС), что свидетельствует о нормальном ходе процесса зарядки и хорошем состоянии аккумуляторов.

Отремонтированная батарея испытана на работоспособность десятикратным пуском дизеля тепловоза (без подзарядки между пусками). После десятого пуска общее напряжение на зажимах батареи составляет 64 В, а перед первым пуском 65 В.

Отремонтированная батарея признана пригодной к дальнейшей работе на тепловозе в качестве источника электрической энергии.

3358422/07, 18.09.1981

Соколов Б. Н

МПК: H01M 10/54

Восстановление емкости аккумуляторов

При своевременном обнаружении по одному или совокупности признаков снижения емкости из-за пассивации электродов щелочных никель-железных аккумуляторов удается восстановить ее без разборки путем проведения специальных восстановительных зарядно-разрядных циклов.

Из аккумуляторов, емкость которых необходимо восстановить, сливают электролит и промывают их подщелоченной дистиллированной водой, подогретой до температуры 40o С. Промывку продолжают до тех пор, пока вода не станет прозрачной. После слива воды аккумуляторы заполняют свежим калиевым электролитом, откорректировав его плотность до 1270 кг/м3.

После этого аккумуляторы соединяют в батарею и ставят на заряд током, равным 0,25 Сном. Продолжительность первого и второго зарядов составляет 12 ч, третьего, контрольного, — 6 ч. Разряды на первых двух циклах продолжаются до признаков конца разряда батареи по напряжению из расчета 1,0 В на аккумулятор током, численно равным 0,2 Сном.

Аккумуляторы, которые за последующие 30 мин разрядились до напряжения не ниже 0,9 В, следует вывести из состава батареи для активации отрицательных электродов. Для восстановления их емкости вводят в электролит сернистый натрий Na2S, соответствующий ГОСТ 2053-77. Количество вводимого сернистого натрия пропорционально объему электролита из расчета 0,025 кг на 1 л.

Растворение необходимого количества Na2S проводится в электролите, отобранном из выведенных из состава батареи аккумуляторов. После отстоя и осветления электролита его доливают в аккумуляторы в течение последнего часа следующего заряда.

У аккумуляторов, напряжение которых при достижении минимального уровня на батарее или после 30 мин разряда имеет обратное значение, емкость ограничена положительными электродами. Необходимо для восстановления емкости продолжать разряжать их таким образом, чтобы общее время разряда составило 10 ч.

Если за 30 мин дополнительного разряда напряжение снизилось ниже 0,9 В, но не достигло обратного знака, емкость должна быть ограничена обоими полублоками электродов. Для восстановления емкости аккумуляторов необходимо сначала произвести глубокий разряд, а затем активацию добавкой Na2S.

Аккумуляторы восстанавливают свою емкость постепенно.

Если на третьем контрольном разряде время его до установления напряжения 1,0 В составит не менее 4 ч, такие аккумуляторы могут восстановить свою емкость до номинального значения путем проведения дополнительных циклов с уравнительными зарядами

В профилактических целях при систематических недозарядах щелочных аккумуляторных батарей при эксплуатации в режиме разрядов малыми токами необходимо не реже 1 раза в месяц производить цикл с уравнительным зарядом и разряд с контролем фактической емкости. При проведении циклов необходимо контролировать напряжение на всех аккумуляторах, уровень электролита и выборочно температуру в средних аккумуляторах батареи.

Аккумуляторы, напряжение которых во время заряда не повышается, выбраковываются как имеющие короткое замыкание. Температура электролита во врем усиленных циклов не должна превышать 45o С. После восстановления емкости необходимо произвести корректировку уровня электролита и селекцию аккумуляторов по фактической емкости для комплектования в батареи.

Восстановление емкости свинцовых аккумуляторов, которая снижена в результате сульфатации электродов, может быть произведено путем длительных зарядов малыми токами, глубоких разрядов малыми токами и зарядами с большими плотностями токов. Десульфатация зарядом малыми токами эффективна при неглубокой и незастарелой сульфатации.

Аккумуляторы должны быть предварительно разряжены до минимально допустимого напряжения и освобождены от электролита. Процесс заряда идет при дистиллированной воде в качестве электролита. Ток заряда устанавливается прядка 0,025-0,05 номинальной емкости.

Такой ток почти полностью устраняет выделение газов в порах активной массы и облегчает доступ электролита к сульфату, что способствует переходу его в губчатый свинец и диоксид свинца на электродах. Заряд производится до начала заметного газовыделения.

Читайте также:  Уровень электролита в автомобильном аккумуляторе

Затем ток отключается для того, чтобы пузырьки газа могли выйти из пор активной массы. После получасового отстоя аккумуляторы снова включаются на заряд током, в 2 раза меньшим первоначального.

Процесс десульфатации идет медленно (режим может длиться несколько суток), серна кислота постепенно диффундирует в окружающий электроды электролит, повышая его плотность. Так же медленно растет и напряжение аккумуляторов.

Процесс десульфатации заканчивается при наличии всех признаков окончания заряда: обильное и равномерное газовыделение во всех аккумуляторах, постоянство напряжения и плотности электролита. После окончания процесса десульфатации необходимо откорректировать плотность и уровень электролита.

При застарелой сульфатации применяется способ глубоких разрядов малыми токами с последующими перезарядами токами нормального значения. Обычно проведение нескольких таких циклов позволяет полностью восстановить емкость аккумуляторов. Процесс десульфатации начинают с перезаряда аккумуляторов, который проводят несколькими ступенями.

На первой устанавливают ток, равный 0,2 Сном, который поддерживается до достижения напряжения из расчета 2,4 В на аккумулятор. После этого ток снижают в 3-4 раза и контролируют напряжение и плотность электролита.

Когда они перестанут изменяться в течение час, аккумуляторы ставят на отстой на 30 — 60 мин, в течение которых производят корректировку плотности электролита до 1200 — 1210 кг/м3. После этого аккумуляторы включают на разряд током, равным 0,02 Сном, до достижения напряжения 1,75 В.

При таком режиме разряда в работу включаются глубинные слои активной массы электродов. После перерыва циклы продолжают и ведут до тех пор, пока на следующих друг за другом разрядах снимаемая емкость не повышается.

Если оба способа не дают положительных результатов и можно предположить, что сульфатация пластин произошла из-за наличия в электролите примесей органических соединений, применяется кратковременный заряд большим током, порядка (1 — 2) Сном. Прохождение такого тока через аккумулятор сопровождается удалением с поверхности электродов абсорбированных поверхностно-активных веществ с последующим растворением крупных кристаллов сульфата свинца.

  • Аккумулятор в Торговой системе спецтехники
  • Обсуждайте:
  • Комплектующие для спецтехники: бренды, производители, поставщики

Ремонт щелочных аккумуляторов

При технической эксплуатации щелочных АБ применяют такие же приборы, устройства и материалы, как и при ТЭ кис­лотных АБ, за исключением некоторых особенностей: для раз­мешивания раствора щелочи можно применять стальные па­лочки; посуда для приготовления электролита должна быть стальной или чугунной.

Приготовление электролита. Для приготовления электролита используют едкий калий марок А и Б (соответст­венно твердый и жидкий); едкий натр (сода каустическая) сорта А; едкий литий аккумуляторный, составную щелочь сор­тов А и Б (соотношение LiOH/KOH соответственно 0,040…0,045 и 0,028…0,032).

Для получения из щелочей растворов нужной концентрации используют дистиллированную воду. Разрешается доливать в аккумуляторы сырую питьевую подщелоченную воду (2 части воды на 1 часть электролита).

В зависимости от требуемой плотности, г/см3, электролита из гранулированных составных щелочей (при температуре 15 °С) объем, л, воды на 1 кг щелочи составляет:

для калиевого электролита

1,19 … 2,93 1,21 2,63

1,20 … 2,79 1,22 2,50

для натриевого электролита

1,17 … 4,85 1,19 4,26

1,18 … 4,55

Нужное количество воды наливают в сосуд, стальными щип­цами или пинцетом кладут в него небольшие кусочки щелочи и перемешивают ее в воде стеклянной палочкой или железным прутиком (при этом раствор нагревается).

Остывший электро­лит доводят до требуемой плотности, добавляя воду или ще­лочь, дают ему отстояться в течение3…12 ч до полного освет­ления.

Чистый и светлый электролит сливают в бутыль и плот­но закрывают притертой пробкой.

Если раствор приготовлен не из составной щелочи, то для приготовления составного электролита к нему при тщатель­ном перемешивании добавляют едкий литий из расчета 20г на 1л раствора едкого калия плотности 1,19…

1,21; 10 г на 1 л раствора едкого натра плотностью 1,17…1,19. При использова­нии составного электролита срок его службы составляет при­мерно 750 циклов заряд-разряд, при использовании простого электролита- 250…

350 циклов.

Для приготовления электролита заданной плотности реко­мендуется использовать концентрированные растворы щелочи, при этом концентрированный раствор щелочи выливают в со­суд с водой.

В связи с тем, что значение плотности электроли­та, изменяется в зависимости от температуры (в качестве номи­нальной принята температура 15 °С), показания ареометра не­обходимо корректировать с помощью поправки, значение кото­рой составляет 0,0025 при изменении температуры на каждые 10 °С. При температурах, больших 15 °С, поправку прибавля­ют, при температурах, меньших 15 °С, вычитают.

Для аккумуляторов, работающих при температуре -15…+45 °C, применяют калиевый составной электролит плот­ностью1,19…1,21; при температурах 10…45 °С-натриевый составной электролит; при температурах ниже -15 °С -ка­лиевый простой электролит плотностью 1,25…1,27.

способ восстановления негерметичного щелочного аккумулятора

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам, преобразующим химическую энергию в электрическую.

Техническим результатом изобретения является упрощение процесса восстановления щелочного негерметичного аккумулятора, снижение трудоемкости, повышение безопасности и эффективности восстановления, а также увеличение его срока службы.

Согласно изобретению процесс восстановления электродов щелочного аккумулятора проводят непосредственно в аккумуляторе путем промывки водой, выдержки в водном растворе соляной кислоты 0,3-3,0%-ной концентрации в течение 20-30 мин.

После чего электроды выдерживают в щелочном электролите 2-4 часа и проводят: заряд током (0,6-1,0) С в течение (1,0-1,5) часа до напряжения (1,60-1,65) В, разряд током 0,2С до напряжения (0,0-0,2) В. Заряд-разрядные циклы повторяют 3-12 раз.

Изобретение относится к электротехнике, а именно к устройствам, преобразующим химическую энергию в электрическую.

Известен способ восстановления никель-кадмиевых аккумуляторов (RU, заявка № 2000114154/09, 2000.06.06. Опубл. 2002.07.

110), заключающийся в предварительном разряде батареи аккумуляторов до напряжения 0,0-0,6 В, последующем заряде до максимального значения и проведении, по крайней мере, одного восстановительного цикла, состоящего в разряде и заряде батареи с помощью постоянного по амплитуде переменного тока с частотой 20 кГц — 80 Гц пилообразной формы, несимметричным относительно 0 В.

Однако этот способ отличается сложностью осуществления восстановления.

Наиболее близким по технической сущности является способ восстановления щелочного аккумулятора (RU, Заявка № 93035888/07, 1993.07.12. Опубл. 1995.07.

09), заключающийся в нейтрализации пластин разобранного аккумулятора в водном 45-50%-ном растворе соляной кислоты в течение 50-60 с, сборке батареи, заряде током, численно равным емкости 1/2-1/6 в течение 15-20 мин.

В случае низкого напряжения аккумулятор снова разбирают и опять повторяют весь цикл восстановления.

Этот способ отличается сложностью технологического процесса, связанного с необходимостью разрезания корпуса и разборки блоков электродов аккумулятора для механической очистки каждой пластины, последующей сборки, заварки корпуса. Кроме того, существует опасность химического ожога обслуживающего персонала высококонцентрированной соляной кислотой.

Перед авторами стояла задача упрощения процесса восстановления щелочного аккумулятора, снижения трудоемкости, повышения безопасности, повышения эффективности восстановления и увеличения срока службы щелочного аккумулятора.

Эта задача решена тем, что в способе восстановления щелочного аккумулятора, включающем обработку электродов водным раствором соляной кислоты, промывку водой, заливку аккумулятора щелочным электролитом, выдержку, восстановительный цикл — заряд-разряд, процесс обработки электродов проводят непосредственно в аккумуляторе. Сначала сливают электролит, затем проводят промывку аккумулятора последовательно водопроводной и дистиллированной водой, а потом электроды выдерживают 20-30 минут в водном растворе соляной кислоты (0,3-3,0)%-ной концентрации, затем аккумулятор промывают дистиллированной водой. Далее производят заливку аккумулятора щелочным электролитом, выдерживают 2-4 часа, а потом производят восстановительный цикл — заряд током до (0,6-1,0) С в течение 1,0-1,5 часов до напряжения (1,60-1,65) В и разряд — до напряжения (0,0-0,2) В (где: С — номинальная емкость аккумулятора). При этом восстановительный цикл заряд-разряд повторяют 3-12 раз.

Сущность изобретения состоит в том, что в результате обработки электродов водным раствором соляной кислоты низкой концентрации (0,3-3,0) % в течение 20-30 минут с электродов послойно удаляются соли, образовавшиеся в процессе длительной эксплуатации щелочного негерметичного аккумулятора. Эти обменные химические реакции идут легко и не требуют высокой концентрации кислоты.

В процессе многолетней (длительной) эксплуатации негерметичных щелочных аккумуляторов постепенно формируется крупнокристаллическая активная масса, которая обладает низкой электрохимической активностью, что тоже приводит к снижению емкости аккумулятора.

Глубокий разряд до (0,0-0,2) В позволяет вести проработку активных электродных масс на всю глубину электрода и образовывать мелкокристаллическую высокоэффективную активную электродную массу. Этому же способствует заряд до высокого напряжения (1,60-1,65) В.

Кроме того, в предлагаемом способе отсутствует процесс разборки-сборки аккумулятора, что значительно упрощает весь процесс восстановления аккумулятора, снижает трудоемкость.

Применение для обработки электродов соляной кислоты малой концентрации позволяет исключить вероятность химических ожогов обслуживающего персонала, которые возможны при применении соляной кислоты (45-50) % концентрации, а также уменьшить разрушение поверхности электродов.

Пример осуществления способа.

Процесс начинают со слива электролита, далее проводят тщательную промывку аккумулятора водопроводной, а затем дистиллированной водой, после чего заливают в аккумулятор (0,3-3,0)%-ный водный раствор соляной кислоты на 20-30 минут и после ее слива производят повторную промывку аккумулятора дистиллированной водой.

Далее аккумулятор заливают щелочным электролитом, выдерживают 2-4 часа, после чего начинают восстановительный цикл: заряд — током (0,6-1,0) С в течение 1,0-1,5 часа до напряжения (1,60-1,65) В, разряд — до напряжения (0,0-0,2) В током 0,2 С.

Восстановительный цикл повторяют 3-12 раз в зависимости от состояния аккумулятора перед его восстановлением, причем чем ниже остаточная емкость, тем больше заряд-разрядных циклов надо проводить.

В результате достигается (80-100)%-ные восстановление емкости аккумулятора.

Проведенные испытания предлагаемого способа показали высокую степень восстановления аккумулятора.

Из-за отсутствия разрезания корпуса и разборки блока электродов аккумулятора упрощается процесс очистки и восстановления аккумулятора, снижается опасность травматизма вследствие применения низкоконцентрированной соляной кислоты малой концентрации, а также снижается степень разрушения электродов. Параметры режимов разряда-заряда способствуют 80-100%-ному восстановлению емкости негерметичного щелочного аккумулятора.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет увеличить срок службы негерметичного щелочного аккумулятора.

Проведенный патенто-информационный поиск позволяет судить о новизне, промышленной применяемости и изобретательском уровне предлагаемого способа. Считаем, что описанный нами «Способ восстановления негерметичного щелочного аккумулятора» может быть признан изобретением и защищен патентом Российской Федерации.

Формула изобретения

Способ восстановления негерметичного щелочного аккумулятора, заключающийся в обработке электродов водным раствором соляной кислоты, промывке их водой, заливке аккумулятора щелочным электролитом, выдержке, заряде-разряде аккумулятора, отличающийся тем, что обработку электродов ведут непосредственно в аккумуляторе водным раствором соляной кислоты (0,3-3,0) % концентрации в течение 20-30 мин, выдерживают электроды в щелочном электролите 2-4 ч, а восстановительный цикл — заряд проводят током (0,6-1,0) С, в течение 1,0-1,5 ч до напряжения (1,60-1,65) В, разряд током 0,2С — до напряжения (0,0-0,2) В, при этом восстановительный цикл повторяют от 3 до 12 раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *