Зима является испытанием не только для людей и всех живых организмов, но и для автомобилей в целом и их составных частей в частности. О том, как правильно хранить, эксплуатировать и ухаживать за автомобильным аккумулятором, мы и поговорим.
Что делать если автомобиль не заводится?
В зимнюю пору года аккумуляторная батарея разряжает свою емкость значительно быстрее, чем в теплый сезон. Согласитесь, что заглохнуть посредине зимней дороги – событие из разряда малоприятных.
Ведь даже дожидаться приезда эвакуатора придется в холоде – машину ведь не прогреешь.
Поэтому необходимо не просто правильно эксплуатировать аккумулятор, но и соблюдать определенные правила его хранения в холодное время года.
Аккумуляторная батарея при ее правильной эксплуатации никогда не подведет водителя даже в самые лютые морозы. Не полностью заряженная батарея может не подвести в летние месяцы, но сразу же проявит себя не с лучшей стороны зимой.
Поэтому необходимо взять за правило проверить, а в случае необходимости даже заменить аккумулятор при вхождении в осенне-зимний период эксплуатации автомобиля.
В семействе современных аккумуляторных батарей очень тяжело отыскать обслуживаемые, из-за чего при показателе выдаваемого тока ниже нормативного замена аккумулятора перед зимой – дело обязательное и неоспоримое.
Запах в автомобиле
В наши дни выбрать аккумулятор не составляет особого труда. Все зависит от финансовых возможностей автолюбителя и его предпочтений той или иной марке производителя аккумуляторов.
Некоторым отечественным автовладельцам характерна такая распространенная ошибка, как покупка и установка нового аккумулятора с заведомо большей мощностью, чем это предусмотрено в технических характеристиках автомобиля.
В таком случае страдает как генератор машины, ведь на его долю приходится повышенная нагрузка, так и собственно сам аккумулятор – установленный генератор не в состоянии полностью зарядить аккумуляторную батарею, вследствие чего срок ее службы значительно снижается. Перед установкой на автомобиль нового аккумулятора необходимо проверить полярность клемм, дабы не случилось неприятности.
Срок службы аккумуляторной батареи
На срок службы АКБ влияют условия хранения и эксплуатации. Не продлевают срок эксплуатации аккумулятора частые запуски и кратковременные поездки, когда аккумулятор только разряжается, не успевая взять заряд. Не менее пагубны и проблемы в электрической проводке автомобиля, которые напрямую отражаются на долговечности аккумулятора. Даже, казалось бы, такая мелочь, как слабое крепление силовых кабелей к клеммам АКБ, существенно снижают ресурс батареи.
Полезные советы автомобилистам
В зимнее время года на аккумулятор нагрузка существенно возрастает. Мы включаем обогрев салона, гораздо чаще, чем летом задействуем ближний свет, стеклоочистители. Не забывайте о том, что даже лампочки стоп-сигналов загораются чаще, чем летом. Поэтому зимой аккумулятор требует к себе более бережного обращения. Очень важно знать и соблюдать правила зимней эксплуатации аккумуляторной батареи.
Попробуем разобраться, как избежать ускоренной разрядки аккумуляторов зимой. Наверняка многие из нас видели, как один автомобилист просит «прикурить» у коллеги, так как за ночь его батарея полностью разрядилась под воздействием низких температур, а некоторые и сами бывали в роли прикуривающих.
Чтобы избежать подобного, следуем нескольким нехитрым правилам. Во-первых, проверяем уровень электролита, для чего из каждой банки специальной грушей производим забор вещества.
Во-вторых, внимательно осматриваем электролит на прозрачность: если имеется осадок, то велика вероятность осыпания пластин в конкретной банке, что неизбежно приведет к замыканию пластин. Все зависит только от времени, когда замыкание произойдет. В случае если уровень электролита низкий, необходимо добавить в банку дистиллированную воду.
Затем проверяем плотность электролита и напряжение как в общем на батарее, так и отдельно на каждой банке. В случае если напряжение меньше нормативного, то необходимо произвести подзарядку аккумулятора.
Порядок подзарядки АКБ
Рассмотрим, какой порядок подзарядки «сухого» аккумулятора. Все довольно просто: заливаем электролит. Единственное условие – температура как электролита, так и наполняемого аккумулятора должна быть не ниже 10 градусов Цельсия. Все пробки на батарее должны быть открыты. Заполняем каждую банку либо до специальной отметки, либо до уровня выше 1,5 см над пластиной. После этого дать аккумулятору отстояться 15–20 минут, слегка покачать его из стороны в сторону и, при необходимости, доливаем электролит. Затем плотно закручиваем пробки – аккумулятор полностью готов к работе. Уже залитые аккумуляторы в такой процедуре, естественно, не нуждаются.
Что нужно иметь в машине зимой?
Теперь давайте рассмотрим, как же правильно хранить аккумулятор в условиях российской зимы. Некоторые из отечественных автолюбителей (а таких наберется немало) предпочитают не эксплуатировать свой автомобиль зимой. Позволяют себе такое в основном те, у кого есть возможность содержать автомобиль не под открытым небом, а хотя бы в неотапливаемом гараже.
Если вы как раз из этой обоймы владельцев автомобилей, то минимальное из того, что необходимо сделать для сохранности аккумулятора, это снять обесточить одну из клемм батареи. А в идеале – полностью снять аккумулятор и отнести его домой, где в теплом помещении он прекрасно перезимует. Это относится к тому случаю, когда гараж не отапливается.
Если же автомобиль будет зимовать в теплом помещении, то таких мер предпринимать не стоит.
Хранение акуумулятора зимой
Но представим, что мы все-таки сняли аккумулятор с автомобиля. Для каждого типа аккумуляторов существуют свои особые условия их хранения зимой.
Например, для сухозаряженных батарей главным является их хранение в теплом и вентилируемом помещении – тогда никаких проблем с хранением и последующей эксплуатацией не возникнет. Единственное предостережение – отсутствие прямого воздействия солнечных лучей на аккумулятор.
Хранить заливной аккумулятор необходимо только в вертикальном положении. После того как аккумулятор сняли с автомобиля, его необходимо очистить от грязи, остатков электролита.
Внимательно осмотрите батарею и в случае обнаружения недостаточного уровня электролита, долейте дистиллированную воду в те банки, где это необходимо. После восстановления уровня электролита требуется подзарядить аккумулятор специальным зарядным устройством.
Как правильно хранить автомобиль
В случае если возможность проверки уровня зарядки аккумулятора до наступления устойчивого тепла отсутствует, можно воспользоваться следующим нехитрым способом хранения батареи зимой. После того, как процедура подзарядки завершена (как именно подзаряжать, описано немного выше), сливаем электролит из аккумулятора.
Промываем дистиллированной водой банки, причем необходимо сделать это как минимум дважды, причем во второй раз вода должна постоять в банках минут 15. Теперь в пустой аккумулятор заливаем раствор борной кислоты. После этого сухой тряпкой протираем батарею и убираем до теплой поры года.
Этот способ гарантирует сохранность аккумулятора и исключает вероятность его самопроизвольной разрядки. Перед тем как устанавливать аккумулятор после зимней «спячки» на автомобиль, необходимо слить борную кислоту, а залить раствор электролита.
После того как электролит отстоится (этот процесс занимает в среднем 45 минут), измеряем его плотность. И только после этого устанавливаем аккумуляторную батарею на автомобиль.
Рассмотрим непосредственно эксплуатацию аккумулятора в зимних условиях. Для долговечной и надежной работы аккумулятора необходимо следить за параметрами:
— натяжение ремня генератора;
— соединение электрических проводников должно быть постоянно очищено от грязи, а также прочным и надежным;
— плотность раствора электролита должна находиться в допустимых пределах. В случае снижения плотности необходимо довести ее до уровня описанным выше способом.
Не менее важно содержать в постоянной чистоте аккумуляторную батарею. Периодически производить зачистку мелкозернистой наждачной бумагой клемм аккумулятора, а после зачистки с целью улучшения токопроводности нанести на них тонкий слой литола.
Можно дополнительно утеплить моторное отделение автомобиля, что позволит увеличить срок службы аккумулятора в зимний период. Утепление осуществляется с помощью специального материала, приобрести который можно в любом автомагазине или даже на рынке.
Замерзшее стекло
В холодную пору года от владельца автомобиля требуется контролировать уровень зарядки аккумулятора с гораздо более высокой периодичностью, чем в летнее время. Связано это с тем, что плотность батареи зимой имеет свойство к снижению гораздо быстрее, чем летом.
После запуска двигателя автомобиля, не включайте сразу систему обогрева или же осветительные приборы – необходимо дать раствору электролита некоторое время прогреться, чтобы аккумулятор безболезненно воспринял дополнительную нагрузку, вызванную электроприборами.
Обязательно обращайте внимание при покупке нового аккумулятора для эксплуатации зимой на эксплуатационные заводские характеристики батареи. Так, для суровых климатических регионов нашей страны существуют специальные аккумуляторы с пометкой «арктик». Эти батареи обеспечивают надежную и стабильную работу даже при температурах окружающей среды ниже «минус» 45–50 градусов Цельсия.
Если следовать несложным правилам эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей в зимние месяцы года, то можно обеспечит долгую и бесперебойную эксплуатацию аккумулятора на длительный отрезок времени. Не относитесь к своей батарее халатно – это может дорого стоить вам как в прямом, так и в переносном смысле.
Автор Сергей Василенков
Эксплуатация АКБ автомобиля
Пред тем, как приступить к прочтению этого материала, советуем прочесть страницу «Аккумуляторные батареи».
Если АКБ в течение трёх-четырёх месяцев не эксплуатируется, то она разряжается и нуждается в перезарядке.
Саморазряд – это свойство, которое присуще всем видам аккумуляторных батарей. У одних оно больше, у других, качественных и дорогостоящих, меньше.
- Ниже вставляем две иллюстрации, на которых изображены графики саморазряда.
- Первая фотография показывает саморазряд в зависимости от времени.
- На второй фотографии график зависимости саморазряда от плотности электролита в аккумуляторе.
- Бывают случаи, когда подзарядка требуется даже для таких АКБ, которые эксплуатируются.
Если аккумуляторная батарея находится в нормальном состоянии и полностью заряжена, тогда плотность электролита в ней находится в пределах 1.27- 1.28 г/см3, а напряжение 12.7 вольт.
Разреженность батареи определяется по плотности электролита – чем меньше плотность, тем более разряжена батарея.
Для ориентировки отметим, что когда плотность снижается на 0.01 г/см3 , то разрядка батареи составляет 6-8%.
Ниже вкладываем график, по которому можно оценить зависимость разреженности аккумулятора от плотности электролита.
Для сверки следует взять плотность электролита с той банки, на котором она минимальная.
Совет: Если, разряженность аккумулятора, который стоит на автомобиле, летом составляет 50%, а зимой 25%, его обязательно надо снять и зарядить. Учтите, что разряженный аккумулятор зимой вполне может замерзать. При температуре окружающей среды -20°С, аккумуляторная батарея с плотностью электролита 1.2 г/см3замерзает.
Правильная подзарядка аккумулятора
Еще одним признаком для подзарядки аккумулятора является случай, когда плотность электролита в разных банках отличаются друг от друга более чем на 0.02 г/см3
Правильная зарядка батареи требует оптимальный выбор тока, который должен составлять 0.05 от ёмкости самой батареи.
Это значит, что для подзарядки аккумуляторной батареи с ёмкостью 55 Ач, оптимальным является сила тока 2.75А.
Совет: Чем ниже сила зарядного тока, тем глубже аккумулятор подзаряжается.
Когда батарея заряжается сильным током, тогда электролит начинает кипеть до полной подзарядки.
Со слабым током батарея может вообще не «закипеть», однако подзарядится оно лучше.
В таких случаях признаком окончания зарядки считается не-изменяющая плотность электролита.
Если электролит не кипит, и в течение 1-2 часа плотность в банках не изменяется, это значит, что аккумулятор подзаряжен полностью.
Для примера попробуем посчитать, сколько времени будет требоваться для подзарядки аккумулятора с ёмкостью 55 Ач и с плотностью электролита 1.25 г/см3. Для подзарядки будем использовать ток с силой 5 Ампер.
Из графика, который выложен чуть высшее, становится ясно, что при плотности 1.25 г/см3 батарея разряжена на 25 %, то есть потеря мощности ток составляет:
Исходя из этого считаем ориентировочная время подзарядки:
Скорее всего, у вас возникала вопрос: — Откуда появилось цифра 2 в формуле подсчета времени подзарядки?
Во время подзарядки на повышение заряда уходит не вся энергия, а лишь 50-70 %. Остальная энергия превращается на тепло и нагревает электролит, часто приводя его в кипение. Поэтому и приходится в формуле время подзарядки умножить на 2.
Наибольшую зарядку аккумуляторная батарея может получать прямо на автомобиле, во время езды. Генератор и реле подзарядки должны быть исправными.
Подзарядка из сети автомобиля имеет несколько плюсов:
- Во-первых, исключается вариант перезаряда,
- И во-вторых — во время езды электролит постоянно перемешивается, вследствие чего обрабатывается намного больше объема активной массы.
Напоминание: Сразу после запуска двигателя зарядка аккумулятора не начинается. Зарядка АКБ напрямую зависит от температуры электролита.
Что это значит? А это значит, что когда вы запускаете двигатель, особенно зимой, пока температур электролита в банках не станет положительным, аккумулятор не зарядится. В течение всего этого времени электричество, которое вырабатывает генератор, преобразуется в тепло.
Из вышесказанного следует, что частые кратковременные зимние переезды, могут полностью разрядит вашу аккумуляторную батарею, имея в виду тот факт, что каждый запуск двигателя отнимает часть ёмкости.
Если происходит нормальный запуск двигателя, то есть, когда автомобиль заводится с первой попытки, то 10 секунд стартера отнимают от батареи 0.83 Ач ёмкости (300А*10 секунд = 3000 А секунд = 0.83 А час). Для батареи с емкостью 55 Ач, это составляет около 1.5 процента.
- Долгая езда по трассе, без остановки, может привести к кипению электролита.
- Часто АКБ не восстанавливают первоначальную ёмкость после глубокой разрядки.
Признаки неисправности АКБ
- В процессе подзарядки плотность электролита не увеличивается, то есть батарея не заряжается.
- Аккумулятор не держит заряд — повышенный саморазряд.
Ниже приведены некоторые цифры о расходе электричества в вазовских автомобилях.
Показать / Скрыть текст
- Зажигание — 2 Ач
- Габаритное освещение — 4 Ач
- Ближний свет — 9 Ач
- Дальние фары – 10 Ач
- Обогреватель заднего стекла — 11 Ач
- Отопление (вентилятор в зависимости от скорости) 5-11 Ач
- Дворники — 5 Ач
- Аудио — от 5 до 15 Ач
Получается, что когда мы оставляем автомобиль с включенными габаритами на 3 часа, то мы теряем 20 % от ёмкости аккумулятора (4 А * 3 час = 12 Ач).
Если вы прочитали статью «Аккумуляторные батареи», тогда в наверно помните, что силу тока выработанным генератором автомобиля напрямую зависит от оборотов, особенно для старых советских автомобилей.
Приведем некоторые цифра характеризующий разные модели ВАЗ.
Показать / Скрыть текст
Модели | 2101-2106 | 2108-2109 1111 | 2110 |
Ток в холостом ходу | 16 | 24 | 35 |
В номинальных оборотах | 42 | 55 | 80 |
От цифр следует, что продоложительная работа двигателя на холостом ходу с включенными фарами и обогревателем, вполне может стать причиной для разрядки аккумулятора.
Напоминание: Для современных автомобилей, тем более зарубежного производства, это не актуально. Они оборудованы генераторами, которые в холостых оборотах двигателя вполне способны обеспечит энергий вес автомобиль.
Как выбрать аккумуляторную батарею
Вы должны быть уверены, что АКБ подходит вашему автомобилю.
Ниже перечислены основные факторы совместимости:
- Форма и размеры.
- Ёмкость.
- Полярность.
- Способ крепления.
Вдобавок к основным факторам также следует учитывать некоторые особенности вашего автомобиля.
- Если ваш автомобиль не новый и в нем неисправная электроника, не имеет смысла купить не-обслуживаемый АКБ, так как вам часто придется добавить дистиллированную воду в банки.
На ёмкость также следует обращать особое внимание, так как несоответствие ёмкости к требованиям производителя станут причиной преждевременной поломки генератора и стартёры.
Обязательно требуйте гарантийный талон и уточните адреса технического обслуживания по этому талону.
Многие производители АКБ не указывают дату выпуска, так как не-обслуживаемые батареи можно хранить долго.
Требуйте проверки АКБ прямо в магазине. Удалите упаковочную пленку и убедитесь, что корпус аккумулятора не поврежден.
Пусть продавец перед вами проверит плотность электролита во всех банках. Они должны быть одинаковы и не ниже номинала более чем на 0,02 г/см3.
Проверяйте напряжение нагрузочной вилкой. Под нагрузкой в течение 10 секунд напряжение не должна опускаться ниже 11 вольт. Без нагрузки 12.5 вольт.
Если сотрудники магазина отказываются выполнять проверки, откажитесь от покупки.
Как установить батарею на автомобиле
При установке на автомобиль, убедитесь в том, что все газоотводные отверстия на батареи открыты, то есть, удалены все лишние частицы упаковки.
Клеммы смажьте вазелином.
Имейте в виду, что болтание батареи на автомобиле недопустимо. Это может стать причиной осыпания пластин в банках.
Если батарея стоит близко к коллектору, в летнее время следует установить термоизоляцию.
Обслуживание аккумуляторной батареи
Срок службы АКБ в основном зависит от условий эксплуатации.
- Поездки на короткие расстояния с частым запуском двигателя (особенно в зимнее время), а также неисправный генератор или стартер могут стать причиной преждевременного выходи АКБ из строя.
- Сила зарядочного тока не должен превышать 1/10 часть ёмкости аккумулятора.
- Периодично проверяйте уровень и плотность электролита в банках АКБ
- Обязательно следите за натяжением ремня генератора. Слабый ремень может разрядить аккумулятор, а тугой станет причиной для поломки генератора.
- Если на автомобиле у вас не получается полностью зарядить АКБ, тогда один раз в неделю сделайте это с помощью зарядного устройства.
Совет: Необходимо, чтобы уровень заряженности батареи не снизился ниже отметки 75 %.
Напоминание: Отклонение величины тока подзарядки на 10 % (в любую сторону), приводит к снижению срока эксплуатации батареи на 2 раза.
Двигатель должен запускаться с полуоборота. Учтите, во время запуска двигателя проходимый через батарею ток составляет от 100 до 300 Ампера (в зависимости от температуры воздуха).
Напоминание: Сниженный уровень электролита в банках, сокращает срок эксплуатации АКБ на 30 %.
Особенности «прикуривание» с другого аккумулятора
Для «прикуривания» с другого автомобиля требуются медные провода с широким сечением, на кончиках которого установлены качественные «крокодилы». «Крокодилы» должный обеспечить большой площадь контакта и сильный зажим. Между проводом и «крокодилом» должен быть очень хороший контакт, так как через него пройдет ток с силой до 300 Ампера.
Для правильного «прикуривания» следует соблюдать некоторые правила. Чтобы не повредить ваш или «соседский» автомобиль, выполняйте эти действия так, как написано:
- К клемме (+) зараженного аккумулятора соединяйте один из концов красного кабеля.
- Другой конец этого же кабеля присоедините к плюсу «севшего» АКБ.
- К массе (-) зараженного аккумулятора присоедините один из концов черного кабеля.
- Другой конец черного кабеля присоедините к блоку двигателя автомобиля с «севшим» аккумулятором. Постарайтесь, чтобы место соединения было как можно дальше от карбюратора или топливного насоса, так как могут быть искры, но ближе к стартеру.
- Убедитесь, что оба кабеля находятся в безопасном расстоянии от крутящихся деталей.
- Заводите двигатель автомобиля с «хорошим» аккумулятором, и пусть он работает 1-2 минуты.
- Запустите двигатель с «севшим» аккумулятором. Если он заведется, оставьте поработать 1-2 минуты без отсоединения проводов.
- Если запуск будет неудачным, повторите попытку через несколько минут.
- Выключите двигатель автомобиля с зараженной АКБ.
- В обратной последовательности выполняйте первые четыре пункта.
Правила эксплуатации АКБ. Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля?
Профилактика — всегда лучше лечения! То же самое можно сказать и о автомобильном ремонте. Регулярное наблюдение и профилактика позволяет вовремя обнаружить первые симптомы и установить «болезнь» на ранней ее стадии.
Аккумуляторная батарея (АКБ) автомобиля также требует надлежащего ухода и регулярной профилактики, проводить которую лучше всего осенью перед наступлением серьезных холодов.
Как правило, проблемы с АКБ возникают именно в этот период года, поэтому к нему следует быть подготовленным.
В этой статье я хочу поделиться с вам знаниями о том, как ухаживать за аккумулятором, а также как правильно зарядить аккумулятор в случае такой необходимости.
Правильный уход за аккумулятором — 4 основных правила:
- Регулярно следите за уровнем и плотностью электролита, для этого существует специальный прибор — ареометр.
- Клеммы любят чистоту! Не допускайте загрязнения или окисления аккумуляторных клемм, своевременно производите очистку.
- В случае длительного хранения АКБ снимите его с машины и отнесите в сухое хорошо проветриваемое место с плюсовой температурой. Перед «консервацией» зарядите аккумулятор полностью. Не реже двух раз в месяц производите подзарядку АКБ и проверку плотности, и уровня электролита.
- Зарядка аккумулятора должна быть правильной, о том как это сделать мы сейчас и поговорим.
Ареометр
Как заряжать аккумулятор правильно, без вреда для АКБ?
- Чтобы зарядка была полноценной рекомендуется перед этим полностью разрядить аккумулятор, сделать это очень просто, достаточно включить приборы, которые порядком потребляют энергию АКБ.
- После этого, рекомендуется снять АКБ, однако если это проблематично или невозможно разрешается не делать этого.
- Перед тем как зарядить аккумулятор произведите очистку клеммы от масла, пыли и прочей грязи.
- Заряжать аккумулятор следует в хорошо проветриваемом помещении, вдали от открытого пламени и прямых солнечных лучей, и подальше от легковоспламеняющихся предметов.
Во время зарядки АКБ выделяет легковоспламеняющиеся испарения (смесь кислорода и водорода), поэтому даже маленькая искорка может стать причиной больших проблем.
- Во время зарядки высоковольтные кабели и клеммы должны быть отключены.
- При помощи ареометра проверьте плотность электролита в каждой банке отдельно, она должна быть примерно 1,25-1,27 г/см3 при температуре +25.
При этом расхождение показателей плотности в каждой банке аккумулятора не должна быть больше — 0,01 г/см3. Уровень электролита должен быть таким, чтобы он полностью покрывал свинцовые пластины, в случае необходимости добавьте электролит или разбавьте дистиллированной водой.
- Снимите крышки с банок.
- Подключите клеммы зарядного устройства — сначала «плюс» зарядного к «плюсу» АКБ, затем «минус» соответственно к «минусу».
- Включите зарядное устройство в сеть 220V.
- На зарядном выставьте ток, его размер должен соответствовать одной десятой от емкости вашей аккумуляторной батареи. Допустим, если емкость вашего АКБ — 65 А-ч, вам необходимо выставить на зарядном ток не более 6,5А. В случае глубокого разряда аккумулятора эти цифры рекомендуется уменьшить на 1,5А – 2А.
- Во время зарядки автомобильного аккумулятора наблюдайте за стрелкой, по мере зарядки она должна приближаться к нулевому значению. Также необходимо следить за тем, чтобы во время зарядки АКБ температура электролита не повышалась. Обнаружив, что температура электролита выросла до +40°С, вам следует уменьшить ток как минимум вдвое.
- Зарядку аккумулятора можно прекратить если напряжение АКБ и плотность электролита не меняется на протяжении двух часов. Можно сделать вывод, что аккумулятор зарядился правильно. Обычно для полной зарядки требуется 10-12 часов.
Соблюдая эти простые правила и принципы, вы сможете правильно зарядить аккумулятор, и увеличить его эксплуатационный срок. От неправильной зарядки срок службы АКБ существенно снижается, в результате она выходит из строя раньше времени.
Также обращаю ваше внимание, что в летний период электролит закипает быстрее, поэтому во время зарядки внимательно следите за этим. Кроме того, в жару пластины быстрее разрушаются, а уровень и плотность электролита снижается гораздо быстрее.
Возьмите за правило производить регулярную проверку этих показателей и у вас никогда не возникнет проблем с аккумулятором.
На этом у меня все. Соблюдайте правила эксплуатации и зарядки аккумулятора, и он отблагодарит вас долгой, безотказной службой! Спасибо за внимание, берегите себя!
Рекомендую также посмотреть видео о том как правильно зарядить аккумулятор автомобиля:
Советы по эксплуатации автомобильного аккумулятора — Авто Мото Спец
Аккумулятор, как всем известно, это неотъемлемая часть абсолютно любого автомобиля. Поэтому, от его состояния напрямую зависит, сможете ли вы полноправно, используя все возможности, пользоваться своим четырехколесным другом.
Без него, в принципе, Вы сможете ехать, но, правда, только с горочки. Так, что мой вам совет относитесь с уважением к аккумулятору.
Далее я постараюсь научить вас как необходимо правильно эксплуатировать аккумулятор, чтобы он долго смог служить вам верой и правдой.
Аккумулятор на любой вкус
Хранение и транспортировка
Следует отметить, что автомобильные аккумуляторы, которые являются сухозаряженными, не требуют обслуживания. Их необходимо хранить в прохладном сухом помещении. Нельзя допускать их замерзания, а значит должна быть плюсовая температура.
Что касается аккумуляторов, которые являются залитыми, то их следует заряжать, когда плотность электролита опускается — более 1,21 кг/л. Хранение и транспортировка таких аккумуляторов необходимо производить в вертикальном положении, дабы уберечь его от выливания электролита.
При транспортировке, также следует не допускать перевертывания аккумулятора.
Уход за аккумулятором
В то время как Вы эксплуатируете аккумуляторную батарею, на её поверхности обязательно скапливается грязь, пыль, которые могут стать очень даже не плохим проводником электрического тока.
И как результат этого Ваш аккумулятор будет медленно, но уверенно разряжаться, пока полностью не разрядиться. Напрашивается вывод – аккумулятор надо чистить так же, как и сам автомобиль. Для этого дела лучше всего использовать содовый раствор.
Он отлично нейтрализует электролит, который случайным образом попал на поверхность аккумуляторной батареи.
Чтобы предохранить аккумулятор некоторые автолюбители закрывают его полиэтиленовой пленкой. Так, конечно, можно делать, но пленка может затруднить наблюдение за батареей, которая, кстати, может вспучиться и треснуть.
Это может произойти, если в батареи образуется избыточное давление. Это бывает, если вентиляционные отверстия засорены. Также под слоем пленки скапливается электролит, который способствует разряжению батареи. Как только вы это заметили, необходимо очистить пробки.
Для этого используем тряпочку, которую смочили в содовом растворе.
Летом необходимо проверять уровень электролита в аккумуляторе не реже, чем один раз в неделю, а зимой ещё чаще, примерно раз в три-четыре дня. Грубым нарушением будет эксплуатация аккумулятора, если оголены пластины. Это может привести к выходу из строя батареи.
Подзарядка аккумулятора
Зарядка сухозаряженного аккумулятора осуществляется следующим образом: залейте электролит, и подзарядка не требуется. Температура электролита и аккумулятора, при заливке, должна быть более 10 градусов.
Необходимо открыть пробки банок, далее заполнить все банки электролитом с плотностью 1,28 кг/л до отметки на корпусе или 15 мм над пластинами. После необходимо аккумулятору дать постоять минут 15, далее не сильно покачать корпус, если возникла необходимость, то долить электролит.
Плотно закручиваем или вдавливаем пробки, если есть необходимость, убираем с поверхности, попавшие на аккумулятор частицы электролита. Аккумуляторы, которые поставляются в залитом виде, сразу можно устанавливать и применять по назначению на автомобиле.
Примечание: если в помещении низкая температура или неблагоприятные условия хранения, то аккумулятор может не давать требуемой мощности, а значит необходимо его подзарядить.
В случае, когда при зарядки начала образовываться пена, причиной этому может быть только наличие примеси в электролите, необходимо немедленно завершить заряд батареи. Её необходимо промыть дистиллированной водой, а после этого залить новый электролит.
Чтобы ваш аккумулятор долго служил вам, следует держать его постоянно заряженным. Лучше даже если он будет на пять процентов разряжен. Это обеспечивается генератором, при работе аккумулятора в автомобиле. Он осуществляет постоянный подзаряд при работе двигателя. Если будет отклонение напряжения заряда хотя бы на 0,2–0,4 В, то срок службы аккумулятора сократиться на 25%.
Установка аккумулятора на место
Перед тем как установить, или произвести снятие аккумулятора обязательно заглушите двигатель автомобиля и не забудьте выключить всё электрооборудование. Чтобы избежать короткого замыкания обязательно проверяйте двигательный отсек на наличие забытого инструмента.
Порядок снятия аккумулятора с автомобиля: первым делом отсоединяем клемму «минус» (-), затем клемму «плюс» (+). После этих операций спокойно достаем аккумулятор.
Перед тем, как установить его обратно, необходимо насухо протереть поверхность, на которую будет устанавливаться аккумулятор. Далее прочно закрепляем его. Очищаем клеммы и терминалы от грязи, смазываем тонким слоем смазки, которая не содержит кислоты.
Порядок установки аккумулятора: сначала подсоединяем клемму «плюс» (+), и только потом клемму «минус» (-), проверяем, чтобы клеммы были закреплены прочно.
Установка и снятие аккумулятора — очень проста
Зарядка аккумулятора после его снятия с автомобиля
Перед тем как осуществить подзарядку аккумулятора необходимо проверить уровень электролита и, если необходимо долить в банки воду, обязательно дистиллированную, до отметки на корпусе или 15 мм над пластинами. Зарядку аккумулятора производить только снятого с автомобиля, чтобы не испортить его.
Особое внимание обращаю на то, что необходимо соблюдать все требования инструкции по эксплуатации автомобиля. Зарядка аккумулятора производится только постоянным током.
Порядок зарядки: подсоединяем клемму «плюс» (+) аккумулятора к терминалу «плюс» (+) зарядного устройства и клемму «минус» (-) аккумулятора к терминалу «минус» (-) зарядного устройства. Включение зарядного устройства производится только после того, оно будет подключено к аккумулятору.
При завершении зарядки сначала выключается зарядное устройство, а уже затем оно отсоединяется от аккумулятора. Сила тока необходимая для зарядки рассчитывается следующим образом: 42 Ач: 10 = 4,2 А, т.е. она должна быть в десять раз меньше, чем ёмкость подзаряжаемого аккумулятора.
Температура же электролита должна быть меньше, чем 54 града. При температуре выше, зарядка немедленно прекращается.
Признаком того, что зарядка завершена, является опускание силы тока до нулевой отметки или же прекращение её снижения, также есть устройства, которые самостоятельно отключают зарядку при полном заряде аккумулятора. Проводить зарядку разрешается только в проветриваемом помещении. Акцентирую внимание на том, что при зарядке аккумулятора обязательно образуется взрывоопасный газ, поэтому вблизи запрещается использование открытого огня, а также курение.
Обслуживание
Для того чтобы обеспечить продолжительный срок работы аккумулятора в вашем автомобиле соблюдайте следующие очень простые правила:
- постоянно держите в чистоте и порядке верхнюю крышку аккумулятора;
- не забывайте проверять уровень электролита и если необходимо подливайте дистиллированную воду в банки. Никогда не используйте кислоту! Если у вас наблюдается значительная потеря воды, обязательно проверьте регулятор напряжения у специалиста;
- забудьте навсегда про всевозможные модификаторы.
То, что вам поможет в уходе за аккумулятором
Запуск двигателя и помощь
Так как в автомобиле используется сверхчувствительная электроника, помощь при запуске двигателя необходимо осуществлять специальными пусковыми устройствами.
При запуске двигателя методом «от автомобиля к автомобилю» в момент, когда отсоединяются клеммы, зачастую возникает пиковое напряжение. Оно обязательно приведет к полному выводу из строя электроники, ну или хотя бы к значительным её повреждениям.
Поэтому предлагаю вам следующие правила, которые помогут избежать нежелательных последствий:
- используйте обязательно сертифицированный кабель для запуска двигателя;
- не забывайте про инструкцию по использованию кабеля для запуска двигателя;
- аккумуляторы соединяются только с одними и теми же номинальными напряжениями.
Перед тем, как подсоединить кабеля, необходимо заглушить оба двигателя.
Сначала соединяется полюса «плюс», и только потом полюс «минус», оказывающего помощь автомобиля, с металлической частью автомобиля, оказываемому в помощи при запуске двигателя.
Включается стартер автомобиля, которому оказывают помощь в запуске, не более чем на 10-15 секунд, при этом двигатель помогающего автомобиля не запускается. Кабеля отсоединяются в обратной последовательности.
Хранение аккумулятора
После зарядки аккумулятора, его необходимо хранить в прохладном помещении, но не при минусовой температуре. При оставлении аккумулятора в автомобиле, обязательно отсоединяйте клемму «минус». Обязательно проверяйте периодически зарядку аккумулятора.
При всем многообразии аккумуляторов, правила по уходу — одинаковые
Причины ухудшения работы и выхода из строя АКБ
А теперь предлагаю разобраться с причинами выхода из строя аккумуляторов. Это чаще всего происходит, если:
- заводской брак;
- вы не соблюдали правила пользования аккумулятором, в результате чего он вышел из строя раньше положенного времени;
- аккумулятор полностью отработал свой век.
Производственный брак. Качество аккумуляторных батарей обеспечивают при их изготовлении. В конце производства абсолютно все аккумуляторы подвергают проверкам. Дефекты, которые не выявили в конце производства, дают о себе знать в первые месяцы эксплуатации, примерно через шесть – восемь месяцев.
Выход из строя раньше полученного времени. Это всегда происходит в следствии того, что допускаются нарушения в соблюдениях правил использования, которые указываются в техническом описании изделия. Чаще всего встречаются явления перезаряда или наоборот, недозаряда. Перезаряд возникает в случае, если на автомобилях уровень зарядного напряжения превышает норму, это примерно 14,5 В.
Перезаряд происходит из-за того, что возникают нарушения в режиме работы регулятора напряжения, причиной чего является выход из строя его элементов. Уровень электролита из-за перезаряда быстро уменьшается, а это может привести к взрыву аккумуляторных батарей. Недозаряд возникает, наоборот, в случае, если питающее напряжение меньше необходимого, т.е. меньше 13,8 В.
Следствие этой проблемы будет то, что батарея, не заряжаясь полностью, не может работать в полную силу и со временем её работоспособность уменьшается и в дальнейшем выходит из строя. Поэтому рекомендую не реже одного раза в месяц проверять вашу аккумуляторную батарею на наличие перезаряда или недозаряда.
Также напоминаю, что при выходе батареи из строя в гарантийный период, не по вашей вине, она подлежит бесплатной замене у производителя.
Правила техники безопасности при работе с аккумулятором
Ни в коем случае не снимайте сразу аккумулятор с автомобиля после выключения двигателя. Необходимо выждать некоторое время, чтобы из аккумулятора вышел газ, который образовался во время работы двигателя.
Это происходит из-за того, что во время работы двигателя генератор подзаряжает аккумулятор, а как мы помним, во время зарядки выделяется легко воспламеняемый газ. Этим пренебрегать может только человек, который не заботиться о своем здоровье.
Ведь, в результате взрыва банки аккумулятора водителю может оторвать пальцы.
При снятии аккумулятора всегда необходимо начинать с отключения «минусовой» клеммы. Логика здесь простая. Если вначале отсоединять «плюсовую» клемму, то ключ может случайно соприкоснуться с кузовом автомобиля. Это приведет к замыканию.
Обязательно используйте резиновые перчатки и защитные очки при работе с электролитом. При попадании на кожу электролита, возникают сильные ожоги, которые очень плохо заживают. При попадания электролита на поверхность кожи или в глаза, необходимо немедленно промыть это место обильным количеством воды, а также обратиться к врачу.
Видео — полезные советы при зарядке аккумулятора
Выполняя эти несложные правила, можно значительно продлить срок службы аккумулятора. Также, на автомобиль необходимо устанавливать аккумулятор в соответствии с параметрами, установленными заводом-изготовителем. Производя все рекомендованные операции, можно быть уверенным, что аккумулятор не подведет в любой, даже очень сложной ситуации.
Эксплуатация аккумулятора
Как эксплуатировать аккумуляторную батарею, что бы она долго прослужила
Иногда при эксплуатации автомобиля возникают проблемы с его запуском. Частая причина это неисправность аккумуляторной батареи, и зачастую почти новой.
Средний срок службы аккумулятора примерно 3 года, но из-за неправильной эксплуатации.
Какая должна быть правильная эксплуатация аккумулятора, чтобы она прослужила как можно дольше? Что сделать, что бы она не подвела в ответственный момент? Попробуем разобраться здесь.
Есть некоторые заблуждения по поводу эксплуатация аккумулятора и самое распространённое это заряд аккумулятора от генератора автомобиля после его глубокой разрядки. Давайте разберёмся по существу.
Если генератор работает идеально, то есть при холостых оборотах двигателя и включенных потребителях напряжение составляет 14,5В, то аккумуляторная батарея получает заряд током примерно 5-7А. время заряда при этом токе должно составить не менее 10 часов.
Но в процессе эксплуатации такое, скорее всего не происходит.
Из-за чего аккумуляторная батарея выходит из строя
Возможно, Вы заметили, что после работы двигателя около часа, стартер заводит двигатель, но это не говорит о том, что аккумулятор зарядился, он лишь набрал небольшую часть заряда, достаточную для работы стартера.
Если аккумуляторная батарея будет эксплуатироваться в таком состоянии длительное время, то могут начаться необратимые процессы в виде образования плёнки сульфата свинца на пластинах, так называемая сульфатация. Что бы этого не допустить необходимо, контролировать степень заряда аккумулятора.
При разряде на 50% в летнее время и 25% в зимнее, батарея должна быть снята с автомобиля и заряжена на стационарной зарядной установке.
Существует ещё одно заблуждение. Если аккумулятор заряжался от зарядного устройства, то он заряжен. Сильно за сульфатированный аккумулятор или имеющий короткозамкнутые пластины аккумулятор не заряжается.
Как долго заряжать аккумулятор
Время полного заряда аккумулятора зависит от степени разряженности, способа зарядки, типа зарядного устройства и зарядного тока. Полный заряд аккумуляторной батареи определяется по плотности электролита. Батарея считается заряженной, если плотность не повысилась в течение часа заряда.
Почему садится аккумулятор в эксплуатации?
При эксплуатации автомобиля иногда возникает проблема разряда аккумулятора при отстое автомобиля длительное время. При этом многие считают виной утечку тока на потребители автомобиля или неисправность электропроводки. За всю мою практику неисправность проводки в этом случае не было ни разу.
Во всех случаях проблема выявлялась в самой батарее, то есть имел место саморазряд. Причиной саморазряда может быть загрязнение корпуса аккумулятора парами кислоты из электролита, а также загрязнение электролита активной массой при разрушении пластин. Для определения загрязнения корпуса достаточно проверить ЭДС на корпусе.
Для этого разместите щупы вольтметра или мультиметра, в режиме вольтметра, на корпусе батареи вблизи контактных клемм. Если корпус аккумулятора загрязнён он будет обладать токопроводностью, при этом вольтметр покажет некоторое ЭДС, величина которого при сильном загрязнении может быть равна напряжению на клеммах.
Устраняется это путём очистки корпуса 10% раствором соды или нашатырного спирта. После обработки раствор смывать не нужно.
Загрязнение электролита можно увидеть при замере плотности. При большом загрязнении аккумулятор лучше сменить. Смена электролита и его промывка помогает максимум в 50% случаях, но процесс довольно трудоёмкий. Если батарее больше 2-х лет практически восстановить её не получается.
Как корректировать плотность электролита
Не редко можно услышать или прочитать в интернете совет, что для поднятия плотности электролита необходимо добавить в него немного кислоты. Этого ни в коем случае делать нельзя. Надо учитывать, что плотность меряется только на полностью заряженном аккумуляторе.
Если при заряде батареи кипит одна банка, но плотность в ней не поднимается, то в ней есть короткозамкнутые пластины и такой аккумулятор подлежит замене.
Повышать же плотность электролита, скажем при подготовке к зиме, необходимо добавлением электролита плотностью 1,40, но при этом не стоит повышать на много. Чем выше плотность, тем меньше срок службы аккумулятора.
Вообще изменять плотность рекомендуется только в тех районах, где температура зимой постоянно ниже 30 гр. если такая температура не держится долгое время, то плотность можно не менять.
Хранение аккумуляторной батареи
Ещё одно самое распространённое заблуждение при эксплуатация аккумулятора: если на машине не ездить, то аккумулятор не портится. Это в корне не правильно. Срок хранения сухозаряженного аккумулятора, при соблюдении правил хранения, составляет три года.
Но последнее время в продаже преобладают аккумуляторы уже залитые электролитом, а срок хранения таких батарей не более года. По этому, при покупке аккумуляторной батареи обращайте в первую очередь на дату производства.
Химические процессы начинаются сразу после заливки электролита и не зависят от того установлена батарея на автомобиль или находится на складе магазина.
Если Вы не эксплуатируете автомобиль зимой, то аккумулятор следует зарядить и поставить в холодное место. При понижении температуры процессы в аккумуляторе замедляются, что несколько продлевает её срок службы.
Итог! Для долгой работы аккумуляторной батареи покупать стоит только произведённые в течение прошлого квартала, не допускать глубокого разряда, содержать батарею в чистоте и полностью заряженной и производить периодические обслуживания у специалистов. Если эксплуатация аккумулятора производится не правильно, то срок эксплуатации батареи может сократиться до года, а в некоторых случаях ещё меньше.
admin 20/06/2013«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CTRL+ENTER» «Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях»